casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu
bostancı escort kadıköy escort ataşehir escort
kadıköy escort çekmeköy escort

Павел Басинский. Искусство жить

 Павел Басинский. Искусство жить

Павел Басинский

Искусство жить

Сегодня день памяти Александра Исаевича Солженицына
(Российская газета. 2012. 3 авг. № 5850;
URL: http://www.rg.ru/2012/08/03/soljenicin.html)

 

Четыре года назад в ночь с 3 на 4 августа в своем доме в Троице-Лыково ушел из жизни А.И. Солженицын. 6 августа он был похоронен на кладбище Донского монастыря…

Дата не круглая, но это и хорошо. В отмечании круглых смертных дат всегда есть какая-то неловкость. Причем у нас она проявляется на государственном уровне. В 1937 году в СССР очень широко и помпезно отмечали 100‑летие гибели А.С. Пушкина, и это совпало с началом масштабных репрессий против интеллигенции. Два года назад мы как-то невнятно отметили столетие ухода и смерти Л.Н. Толстого. И жизнь началась какая-то невнятная.

Но в этом году мы должны отметить и две круглые даты. 50 лет назад, в ноябре 1962 года, в журнале «Новый мир» вышла повесть «Один день Ивана Денисовича». Это и начало публичного литературного пути Александра Исаевича, и, конечно, определенная веха в русской литературе вообще. А 40 лет назад, в начале 1972 года, он закончил писать свою «Нобелевскую лекцию», и в том же году она вышла на русском, шведском и английском языках в сборнике Нобелевского комитета «Les Prix Nobel en 1971». Напомню, что эта премия была присуждена еще в октябре 1970 года, но Солженицын отказался от поездки в Швецию, понимая, что обратно его не пустят. В 1972 году в Москву должен был приехать секретарь Шведской академии Карл Рагнар Гиров, чтобы вручить премию на частной квартире. К этому визиту писатель готовил свою лекцию. Но Гирову отказали в визе, и тогда текст лекции был нелегально переправлен в Швецию. По сути, это было начало публичного пути Солженицына как публициста, если не считать его статьи — полемики о русском языке с академиком В.В. Виноградовым в 1965 году в «Литературной газете» — «Не обычай дёгтем щи белить, на то сметана» — первая и единственная газетная публикация в подцензурной прессе.

Так что всё было сравнительно недавно: и начало литературной деятельности, и первое громкое выступление как публициста. За это время, собственно, успело вырасти и даже занять ключевые места в обществе и государстве только одно поколение. И это мое поколение. Те, которым сегодня за сорок. Те, которые родились и были детьми, когда Солженицын прославился на родине, а обрели сознание, когда его на своей же родине запретили…

Разумеется, дело не только в Солженицыне, но и в нем тоже. Тогда, в начале 1960‑х годов была возможность «перестройки» общества совсем другими людьми. Это было поколение воевавших или, по крайней мере, переживших войну. Война перемолола страну физически, но и прочистила мозги и души, восстановив незыблемые и традиционные понятия о том, что хорошо и плохо.

Не случайно, в 1950–60‑е годы рождается мощная литература и сильная публицистика. Последняя нынче кажется старомодной и скучноватой, но именно она имела живую связь с обществом, ее обсуждали на всех углах, вырывали друг у друга из рук свежие номера «Нового мира», «Известий», «Литературной газеты».

Солженицын в своей прозе и публицистике всегда шел на много шагов впереди советской, подцензурной печати. И если бы ему была дана свобода голоса в СССР, сегодня мы имели бы совсем другое общество. Свободное общество, а не то, которое привыкло к тому, что свобода приходит «тайно», из-под полы, и исключительно со стороны Запада. Общество, которое выработало бы свои нравственные критерии и защиты перед вступлением в глобальный мир, а не входило бы в него на праве провинившегося подростка.

Когда мы стали «свободно» обсуждать «Архипелаг ГУЛАГ»? В 90‑е годы. Но разве тогда нам было до обсуждения одной из самых важных проблем нашей истории?! Тогда в головах одних были только деньги, деньги, а других — бессильная обида, что их надувают, отнимают у них законный «кусок» общенародной собственности. Если бы мы свободно читали, обсуждали «Нобелевскую лекцию», где Солженицын говорил не только об искусстве и о красоте, которая, по Достоевскому, «спасет мир», но и об искусстве жизни отдельной страны с ее традициями в глобальном мире (да, уже тогда говорил!), разве сегодня мы смотрели бы на происходящее в глобальном мире как баран на новые ворота, не понимая, где тут вход и где тут выход?

«На нас валит накат событий, полмира в одну минуту узнаёт об их выплеске, но мерок — измерять те события и оценивать по законам не известных нам частей мира — не доносят и не могут донести по эфиру и в газетных листах: эти мерки слишком долго и особенно устаивались и усваивались в особной жизни отдельных стран и обществ, они не переносимы на лету».

Это в 72‑м году написано, не сегодня…

Давайте помечтаем… В нормальном обществе, что такое нобелевский лауреат? Слава, гордость страны, высшее современное выражение ее художественной элиты, признанное всем мировым обществом. И что бы там ни писали о «нобелевском мифе», это такой, знаете ли, очень приятный «миф»! Не только для лауреатов, но и для страны, где они родились и на языке которой они пишут. Их лекции — это некое Слово не только от себя, но и от их культуры.

Даже сегодня, читая «Нобелевскую лекцию» Солженицына, нельзя не удивиться: во-первых, тому, на какой высокий пьедестал он поднимал Искусство (причем именно чистое, не ангажированное), а во-вторых, тому, как далеко он прозревал опасности, которые возникнут перед Россией, когда она неизбежно вольется в глобальный мир. И сколько же драгоценных лет мы потеряли, не думая об этом!

«…за последние десятилетия человечество незаметно, внезапно стало единым — обнадёжно единым и опасно единым, так что сотрясенья и воспаленья одной его части почти мгновенно передаются другим, иногда не имеющим к тому никакого иммунитета».

«Верхоглядное непонимание извечной человеческой сути, наивная уверенность непоживших сердец: вот этих лютых, жадных притеснителей прогоним, а следующие (мы!), отложив гранаты и автоматы, будут справедливые и сочувственные. Как бы не так!..» Ну хоть это-то мы сегодня понимаем?! Или всё еще нет? Тогда мы ничем не отличаемся от современного Ближнего Востока.

Искусство жить! Не самому, не просто нравственно совершенствуясь, чему справедливо учил Толстой в более традиционную эпоху жизни России, но всем обществом и в мире глобальных изменений. Вот о чем была эссеистика писателя с первой же публикации.


Маленький диссидент и лауреат Нобелевской премии
по литературе Александр Солженицын

Молодой лагерник Солженицын,
через полтора года после ареста, 1946

Солженицын в ссылке
(после лечения в онкодиспансере вы Ташкенте), 1954

«Шмон» — обыск в ссылке

Александр Солженицын переселяется
из Владимирской обл. в Рязань,
станция «Рязань-пристань», 1957

Александр Солженицын в Солотче под Рязанью.
Работает над рассказом «Для пользы дела».
Весна, 1963

Солженицын в сентябре 1965.Снимок сделан вскоре после обыска на квартире Теуша,
где были взяты роман «В круге первом» и архив писателя

Солженицын на даче у Корнея Чуковского,1968

Александр Солженицын во время вручения ему Нобелевской премии по литературе
4-мя годами позднее присуждения.
Стокгольм, 1974

Александр Солженицын и его жена Наталия в Нью-Йорке, 1975

Лекция в Гарварде, 1976

Русский писатель возвращается домой 27 мая 1994

На даче писателя

С женой Наталией

Александр Солженицын скончался 3 августа 2008 года на 90 м году жизни,
в своём доме в Троице-Лыкове. Смерть наступила в 23:45 по московскому времени
от острой сердечной недостаточности

Всегда у некрополя Донского монастыря за алтарём храма Иоанна Лествичника,
где упокоился писатель, люди приносят свежие цветы