casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu
bostancı escort kadıköy escort ataşehir escort
kadıköy escort çekmeköy escort
BDSM XXX Mistress treats her sub boy to a blowjob Indian Desi Aunty XXX Hardly Sex MMS Video Xxx hot tamil village couple hot fuck hindi porn

Презентация новой книги Жоржа Нива «Александр Солженицын. Борец и писатель»

  Кучинко Т.Ю. Презентация новой книги Жоржа Нива

 

Татьяна Кучинко

Презентация новой книги Жоржа Нива
«Александр Солженицын. Борец и писатель»

 

 

Ж. Нива

 

25 апреля 2014 года Дом русского зарубежья совместно с петербургским издательством «Вита Нова» организовал презентацию книги знаменитого французского слависта Жоржа Нива «Александр Солженицын. Борец и писатель». В своём выступлении автор рассказал о долгой истории своего знакомства с творчеством Солженицына, которого он читал на протяжении многих лет, начиная с публикации «Одного дня Ивана Денисовича» в «Новом мире» и заканчивая посмертными изданиями произведений писателя. Вспомнил Нива и как непросто было переводить Солженицына (например, подобрать французский эквивалент слова «образованщина»), и какое счастье он испытывал, переводя фрагменты «Ракового корпуса» и «Августа Четырнадцатого». Первую книгу Нива о Солженицыне (1980) перевёл на русский язык Симон Маркиш, совместную работу с которым автор вспоминает с большой теплотой и признательностью. Главной же наградой за написание этой книги стало для Нива письмо от прочитавшего её Солженицына. Впоследствии французскому учёному посчаст­ливилось побывать в Кавендише и познакомиться с писателем. С благодарностью говорил Нива и о поддержке, оказанной ему Н.Д. Солженицыной при работе над книгой, а также два года назад, во время организации в Женеве выставки рукописей и личных вещей писателя (аналогичная выставка проходила в Москве в ГМИИ им. А.С. Пушкина с 10 декабря 2013 по 24 марта 2014).

Нива поделился рядом своих наблюдений над творчеством Солженицына. С точки зрения учёного, писатель очень любил малую форму, но материал требовал от него форм не просто больших, а «гималайских», однако после написания «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного Колеса» он снова вернулся к малой форме: крохоткам и двучастным рассказам. Учёный обратил особое внимание на рассказ «Абрикосовое варенье», который был ему особенно интересен: первая дипломная работа Нива была посвящена историческим романам А.Н. Тол­стого, так что он был знаком с его заметками после прочтения судебных протоколов XVII века, а в «Абрикосовом варенье» они играют важную роль. Чтение А.Н. Толстого и А.И. Солженицына, по признанию Нива, образовали для него некий личный круг. Он вновь вернулся к вопросам, которые задавал Андре Жид: нужна ли добродетель, чтобы быть хорошим писателем. А.Н. Толстой отвечает на этот вопрос отрицательно, для него главное — хороший стиль. Ответ же А.И. Сол­женицына диаметрально противоположен.

 

 

 

И.И. Виноградов

 

И.И. Виноградов назвал очень удачным подзаголовок книги («Борец и писатель»), который предельно точно отражает её методологию: Нива показывает Солженицына как подлинного борца, который доказал верность своим убеждениям, мужественно перенося выпавшие на его долю лишения. Критик отметил, что восхищение Нива Солженицыным нигде на протяжении книги не переходит в слепую апологетику: автор достаточно критичен по отношению к своему герою, в чём-то не соглашается с ним (это касается, например, изображения Твардовского или версии о «гениальной неудаче» исторической эпопеи). Высоко оценил Виноградов и критическое мастерство Нива, проявляющееся, с одной стороны, в строгом анализе текстов, а с другой — в стиле автора, никогда не переходящем в стиль научной лекции. Книга написана изящно, эссеистично и хорошо переведена на русский во многом благодаря сотрудничеству автора с переводчиком. Новая книга, подытожил Игорь Виноградов, создана критиком, конгениальным Солженицыну.

Жорж Нива сказал, что всегда с удовольствием знакомится с новыми солже­ницыно­ведческими работами (особо он отметил молодых учёных школы А.В. Урманова и труды американских коллег), но наиболее полезной для него оказалась книга А.С. Немзера. В особенности ему близка высказанная в этой книге мысль о связи между двумя «глыбами» в творчестве Солженицына: в «Архипелаге ГУЛАГ» сын, сирота пишет о своей жизни в неволе, а в «Красном Колесе» он рассказывает о своём отце, который специально встречался с Л.Н. Тол­стым, для того чтобы узнать, как надо жить. Сын протягивает руку отцу, отец — сыну.

 

 

 

А.С. Немзер

 

По мнению А.С. Немзера, особо ценно внимание автора книги к поэтическому строю текстов Солженицына, а также широта интеллектуального контекста, включающего всемирную литературу и философию. Критик не согласился с концепцией «гениальной неудачи» (основанной на том, что эпопея так и не дает ответа на поставленные автором вопросы и герои «Красного Колеса» к концу повествования растеряны), потому что, с его точки зрения, когда произведение пишется на протяжении долгих лет, изменения в нём естественны и это вовсе не свидетельство «неудачи» (в качестве примера критик привёл «Войну и мир», «Анну Каренину», «Обрыв», «Евгения Онегина», «Мёртвые души»). Но, добавил Немзер, обдумывая идеи Нива, он заинтересовался вопросом, что вообще означает словосочетание «гениальная неудача», и очень благодарен ему и за эти раздумья, и за обе книги о Солженицыне, и за многие другие работы о русской словесности.

Н.Д. Солженицына продолжила полемику с концепцией «гениальной неудачи». Она напомнила, что «Красное Колесо» — произведение историческое, и мы все знаем, что тогда происходило, поэтому Солженицын не мог, вопреки исторической правде, написать, что кому-либо удалось изменить катастрофическую ситуацию 1917 года к лучшему: как мы знаем, после революционных событий с абсолютной неизбежностью произойдёт погружение в ад ГУЛАГа. Катарсис будет возможен лишь в «Архипелаге…», поэтому в финале «Красного Колеса» его нет, да и не может быть. Россия обречена на разрушение основных устоев своего существования, однако автор показывает, что не всё потеряно. По политика и даже история не главное для писателя. Все произведения Солженицына — это художественные исследования того, как человек реагирует на экстремальные ситуации и как они изменяют его. И если человек переживает революционное крушение так, как Воротынцев на Могилёвском валу, то он не побеждён. При этом Н.Д. Солженицына подчеркнула, что вопрос об «удаче» или «неудаче» — это частный спор. В книге Нива много пронзительно верных страниц, и А.И. Сол­женицын, всегда так ценивший талантливых критиков, был бы счастлив её прочитать, пусть он был бы и не со всем согласен. Наталия Солженицына назвала публикацию новой книги Нива большим событием и предложила продолжить разговор о ней в будущем, когда книгу прочтут.

Режиссёр А.С. Смирнов выразил искреннее восхищение тем, что иностранец Жорж Нива сумел так проникнуть в сложные, абсолютно иррациональные перипетии российской жизни, в которых даже и сами русские не всегда в состоянии разобраться. А художник Слава Лён произнёс короткую речь, которую он назвал «похвальным словом Нива, Александру Исаевичу и издательству “Вита Нова”».

Практически все выступления вызвали живой интерес зрителей.

 

Фото Маргариты Петровой и Александры Русаковой