casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu
bostancı escort kadıköy escort ataşehir escort
kadıköy escort çekmeköy escort

Отец Иоанн Привалов. «Я бы сопоставил его с Ломоносовым»

 Отец Иоанн Привалов. «Я бы сопоставил его с Ломоносовым»

Отец Иоанн Привалов

«Я бы сопоставил его с Ломоносовым»

 

 
Photo: EPA/MICHAEL ESTAFIEV

 

Сегодня день рождения Александра Солженицына. Я бы рискнул сопоставить Солженицына с Ломоносовым. Как Ломоносов, по слову Пушкина, не просто создал наш первый университет, но сам был нашим первым университетом, так и Солженицын в своем сердце собрал и сохранил наше духовное, культурное и национальное самосознание.

Если у России есть будущее, то оно немыслимо без Солженицына. Солженицын — это свидетельство не только о литературе, не только об обществе, это вообще свидетельство о человеке, о том, кто такой человек, каким он задуман, кем он может стать.

На Западе Солженицына называют Данте Нового времени. Не потому, что он показал картины ада — он дал творческий импульс, изменил картину мира. И до Солженицына люди знали о страданиях невинных, о лагерях, о мучениях. Но Солженицын изменил угол нашего зрения: он сказал об этом так, что мы содрогнулись происшедшему с нами, мы поняли, что это недостойно человека.

Вышел «Один день Ивана Денисовича» — и в обществе родилось движение освобождения. Был написан «Матренин двор» — и родилась деревенская проза. По мысли Лидии Чуковской, и до него были замечательные поэты, писатели, но появился Солженицын - и родилась великая русская литература ХХ века.

Он был тем русским писателем, кто стал мостом между Россией дореволюционной и Россией постсоветской. И сколько бы ни бранили, ни искали ошибок в «Архипелаге ГУЛАГ», но не появилось до сих пор ничего равного этому произведению. Мы многое утратили из свидетельств о том времени.

Один из символов этих утрат — обновленная лестница на соловецкой Секирной горе. Единственным памятником тем событиям является «Архипелаг ГУЛАГ». Книга передает атмосферу, воздух ГУЛАГа. Но эта книга и жизнеутверждающая. «Архипелаг» показывает, что освобождение началось изнутри. Зло сожрало себя.

Ворота лагерей были открыты не только потому, что Хрущеву надо было утвердиться на критике Сталина, — но потому, что в лагерях началось освободительное движение. Это книга очищения. В этом смысле одна особенность творчества Солженицына: его, как правило, трудно начать читать. Как заметил Юрий Кублановский, он — как океан, мы входим в него, и волны вначале отбрасывают нас назад, но если мы пересилим эти волны, то они подхватывают нас и несут в глубину.

«Архипелаг ГУЛАГ» — очень добрая, жизнеутверждающая книга, наполненная юмором и пронзительными лирическими страницами, но она же приобщает нас к опыту противостояния злу, преодолению зла, возвращает нам личное и общественное самостояние.