casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

Соломон Волков. Солженицын был ему нужен как нравственный компас

 Соломон Волков. Солженицын был ему нужен как нравственный компас

 

Соломон Волков

Солженицын был ему нужен как нравственный компас

(Подготовлено на основе материала:
Волков С.М. Лев Лосев: загадки жизни и творчества — 2 / беседу вела И. Чайковская // Чайка: Seagull Magazine. 2012. 1 сентября. № 17 (220). URL: http://www.chayka.org/node/4934)

 

 

Лев Лосев. Фото Марианны Волковой

 

И. Чайковская: Уже после смерти Лосева вышла книга, названная по заглавию одной из его статей «Солженицын и Бродский как соседи». Вас не удивляет сближение двух таких разных людей и писателей?

 

С. Волков: Вот еще почему Лосев мне так близок… с ним можно было спокойно обсуждать этих двух авторов. Воздавая при этом должную хвалу одному и другому.

 

И. Чайковская: В этом вопросе мы с вами сойдемся точно. Я формулирую так: «Они были соседями в сознании самого Лосева».

 

С. Волков: Конечно.

 

И. Чайковская: Эти два таких непохожих писателя и человека — их объединяет разве что Нобелевская премия и жизнь в Америке — оказались в сознании Лосева на одной линии, по обе стороны от него, я бы сказала даже — на противоположных полюсах.

 

С. Волков: Очень верное наблюдение. И я не удивлюсь, если этому помогало то — а Лосев был особенно цепок на такие детали, — что они втроем жили поблизости друг от друга. Лосев писал об этом в стихах. Это соседство было для него важно. Лосев подходил к Солженицыну как к литературному авангардисту. Он, анализируя солженицынскую прозу, отстранялся от политических обертонов и политических подтекстов. Эта позиция Лосева мне чрезвычайно близка.

 

И. Чайковская: Лосев никогда не поддерживал обвинений Солженицына в антисемитизме и всегда это подчеркивал.

 

С. Волков: У Лосева из-за этого были крупные неприятности…

 

И. Чайковская: Сам Солженицын говорил, что настоящий писатель не может быть антисемитом. Да, он это говорил. А откуда взялись обвинения? Перечитайте «Двести лет вместе».

 

С. Волков: Ирина, кругом так много людей, провозглашающих себя антисемитами… Когда человек доказывает, что он не антисемит, я предпочитаю ему верить. Кстати, я недавно перечитывал трехтомник политической прозы Солженицына — и был поражен его прозорливостью. Он там напирает на то, что России необходимо самоуправление.

 

И. Чайковская: Да, совершенно в духе требований сегодняшней оппозиции.

 

С. Волков: Говорили, что он утопист, что он совсем уже ничего не понимает в своем Вермонте. А оказалось, не так.

 

И. Чайковская: Знаете, что я думаю? Солженицын был очень важен для Лосева, был нужен ему, несмотря на то, что по складу личности и как тип писателя был чрезвычайно от него далек. А важен и нужен. Почему? Солженицын писал правду, стоял за добро, отстаивал нравственные ценности. Лосев при всех своих заявлениях типа «Я не Крылов, мне не нужна мораль» к морали тяготел. Солженицын был ему нужен как нравственный компас, чтобы знать верное направление.

 

С. Волков: Очень может быть.