casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Жан-Мари Поттье. Глюксманн раскрыл истинное лицо советского коммунизма

 Жан-Мари Поттье. Глюксманн раскрыл истинное лицо советского коммунизма

 

Жан-Мари Поттье
(Jean-Marie Pottier)

Глюксманн раскрыл истинное лицо советского коммунизма

(“Slate.fr”, Франция)
(InoСМИ.Ru. 2015. 11 ноября. URL: http://inosmi.ru/world/20151111/231307854.html)

 

Будучи одним из первых и самых ярых защитников «Архипелага ГУЛАГ» Солженицына, Андре Глюксманн изменил левых 1970-х годов, открыл им глаза на истинное лицо советского коммунизма.

 

 

Философ Андре Глюксманн скончался 9 ноября в возрасте 78 лет. Печальную новость сообщил его сын Рафаэль в Facebook. Его карьера, за которую он написал порядка двух десятков работ, прошла путь от маоизма к атлантизму через «новую философию» конца 1970 х годов и впечатляющее примирение Сартра с Ароном в 1979 году вокруг вопроса о вьетнамских беженцах.

Важным этапом на этом интеллектуальном пути стала публикация во Франции в 1973 году «Архипелага ГУЛАГ», написанной Александром Солженицыным картины советской лагерной системы. Книга перевернула сознание Глюксманна. Он поддержал ее намного раньше других и говорил о ней в одном из первых своих появлений в СМИ в рамках программы «В кавычках» Бернара Пиво. Там он задал бывшему корреспонденту L’Humanité в Москве Франсису Коэну (Francis Cohen) вопрос о том, почему газета молчит о преступлениях сталинизма:

«Вы, корреспондент, пытались ли вы поездить по Советскому Союзу и покопаться в архивах? <…> Вы говорили французским читателям о том, что происходит в Советском Союзе? Вы сказали хоть слово о концлагерях?»

Бернар Пиво тогда представил его «молодым писателем», которому «близки» левацкие взгляды. Как пишут в книге «Поколение», журналисты Эрве Амон (Hervé Hamon) и Патрик Ротман (Patrick Rotman), «в тот день Глюксманн взорвался. Он сидел рядом с Жаном Даниелем (Jean Daniel) и, как обычно, был одет в свитер, джинсы и кеды. Он разнес в клочья ход беседы, оскорблял оппонентов, открыто демонстрировал гнев и отвращение». «Глюксманн <…> не контролирует себя. Более того, он делает это частью своей профессии. <…> Он неизменно срывает поволоку, которая приглушает романтический блеск его раскосых зеленых глаз», — писал в свою очередь Жан Даниель.

 

Амон и Ротман считают монументальный труд Солженицына поворотным моментом в жизни Глюксманна:

«Еще до официального выхода Глюксманн по отрывкам познакомился с книгой. <…> Он все уже знал. Знал о тайной отправке людей на Колыму, пугающей глупости внезапных арестов. <…> “Архипелаг ГУЛАГ” был тревожен тем, что поставил перед левыми множество ужасных неотложных вопросов. Нет ли в нас самих СССР? Не работает ли у нас в головах наш собственный ЦК?»

«Мы во Франции все еще пытаемся разобрать по косточкам марксизм, чтобы найти ошибку, неверную запятую у Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, которая могла бы объяснить советскую катастрофу, — писал тогда Глюксманн. — Солженицын же перечеркивает для нас это утешение, возможность теоретической ошибки, которую можно исправить, чтобы вновь все начать с начала, как в 1914 году».

Эта книга сыграла большую роль в переходе поколения 1968 года к другой идеологии и борьбе. «Андре Глюксманн стал иллюстрацией принятия молодыми западными интеллектуалами-нонконформистами Солженицына и всего сопротивления ГУЛАГа», — писал Le Monde в 1975 году, год спустя после появления книги Солженицына. Глюксманн тогда опубликовал свою книгу «Кухарка и людоед: рассуждения о государстве, марксизме и концлагерях», которая, как отметил Паскаль Перрино (Pascal Perrineau), «не дает покоя конформистам всех мастей» и «предлагает переосмыслить связь между марксизмом, государством и концлагерями».

Как писал о ней Le Monde, «Солженицын, его гений и видение, умение бросить под ноги прохожим искалеченные останки былых надежд мира, породили в поколении 68 года эту трещину, этот разлом, который, наверное, станет только шире».

Вот, что писал Бернар-Анри Леви в 1975 году в le Nouvel Observateur:

«Но какова во всем этом роль книги Глюксманна? Она стала неожиданным поворотом, заключительным словом, концом. Она показала, что Солженицын не открыл путь, а закрыл его, и теперь направляет шаги детей Мая, честь и совесть десяти лет истории Франции».

 

Оригинал публикации: Comment André Glucksmann a fait avancer le débat intellectuel français