casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu

 Алексей Мазур. Уроки 15 лет

Алексей Мазур

Уроки 15 лет

(Тезисы выступления на круглом столе 11 сентября, посвященному 15-летию
со дня выхода статьи А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения»;
http://www.mazur.ru/mazur/NRK/11%20sept/tezis3.htm)

 

За прошедшие пятнадцать лет мы так и не приобрели никакого позитивного опыта в деле государственного строительства. Те язвы, о которых писал Солженицын только обострились, опасности, которые он предрекал — реализовались.

Не возникло доверия между властью и народом, не появилось единство нации, мы так и не научились демократическим методам управления, зато впитали в себя, как губка, все пороки западной поп-культуры и свободы нравов.

Эти пятнадцать лет можно считать совершенно потерянными, ведущими нас к распаду и разложению, если не вынести из них нескольких важных уроков.

Первый урок — это научиться читать тексты, подобные солженицынской «Как нам обустроить Россию?» и понимать, что хочет сказать автор, что именно он пытается до нас донести. Ведь Александр Солженицын дал в этой статье квинтэссенцию того опыта, который вынесла и выстрадала российская эмиграция разных поколений, которая куда лучше нашего знала, что такое Россия настоящая и как мало в ней осталось от самой себя через 70 лет коммунистического эксперимента.

Нам, знатокам новых веяний и популярных моделей государственного и общественного устройства казалось (а многим и до сих пор кажется), что все дело только в наиболее удачной форме политического и экономического устройства, надо мол, выбрать модель получше и все наладится само собой. Однако, жизнь редко удается уложить в какую либо модель и попытки уложить Россию в прокрустово ложе той или иной идеологии приводили к отрубанию у нее тех или иных частей тела.

В результате либерализации оказалось, что вместо «невидимой руки» рынка у нас в экономике стали заправлять волосатые руки олигархов и коррумпированных чиновников, что место элементов гражданского общества у нас заняли организованные преступные группировки, что выборы превратились в способ обмана.

И в этом второй урок пятнадцати лет. Нельзя в России (да и пожалуй, нигде в мире), применять теории для людей ВООБЩЕ. Каждая теория должна отталкиваться от конкретных людей, от Васи из деревни, от черт его характера, от его отношения к жизни, способа размышления и принятия решений. Не поняв Васи-тракториста нельзя применять никакой новомодной теории, сколь бы прогрессивной она не была. Нельзя считать Васю машинкой-калькулятором, точно подсчитывающей свою выгоду от того или иного поступка. Нельзя наделять Васю гражданскими достоинствами, о которых он даже не подозревает. Нельзя верить в его особую «ментальность» и «исконность» и надеяться что нежданная свобода вдруг разовьет в нем самые лучшие черты.

Третий урок пятнадцати лет состоит в том, что настоящая политика, та политика, которая определяет черты страны на десятки лет вперед не делается в коридорах власти или на баррикадах. Там она только принимает свои окончательные формы. Настоящая политика делается глубоким осмыслением и коллективным поиском решения проблем. И в этом долг тех остатков интеллигенции, которые еще не стали на службу новым хозяевам жизни или не ушли в эмиграцию внешнюю или внутреннюю, сбежав от проблем России, перестав быть ее частью.

Перечитывая сегодня Солженицына не раз ловил себя на мысли — «Так это же все уже было придумано и написано! Все ответы существовали уже тогда — 15 лет назад! Это мы были слепы и глухи и неспособны услышать!».

Тогда с Солженицыным были не согласны почти все. «Патриоты» — потому что Солженицын говорил — не надо удерживать окраины. А от некоторых так и сами освободиться.

«Демократы» — потому что Солженицын ставил под сомнение абсолютность демократии, критиковал всеобщее избирательное право и партийную систему.

Коммунисты — потому что Солженицын не соглашался на «консенсус» — мол, давайте забудем, все ж быльем поросло. Не соглашался «забыть» ГУЛАГ, ЧКГБ и другие «великие переломы».

Сегодня я согласен практически с каждым словом Солженицына. И когда вдруг читаю что-то, с чем не согласен, перечитываю и пытаюсь понять, и сомневаюсь в первую очередь в себе.

И все же скажу, в чем я не согласен в статье Солженицына.

Речь идет не об оценках и не о диагнозе — он великолепно подтвердился.

Речь идет об одном из предлагаемых рецептов.

Солженицын предлагает в свое статье строительство новых органов власти Российского Союза снизу — через земства. Солженицын пишет, что прямая демократия со скоротечными выборами, при голосовании за малознакомых кандидатов даст «кривизну» представительства, что нужна многоступенчатая система власти. И предлагает формировать ее через земства. От малых форм самоуправления выделять наверх представителей, которые сформируют региональные органы власти, а уже от них — представителей в федеральные.

Солженицын очень верно пишет о желательности представительства граждан по принципу общности профессии — через «сословное» представительство. И очень важная мысль — о необходимости вовлечения во власть людей, пользующихся моральным авторитетом.

В чем мое несогласие? Солженицын абсолютно верно обозначил проблемы. Но он, пятнадцать лет назад из заграницы еще не знал того, чего знаю сегодня я со своим пятнадцатилетним негативным политтехнологическим опытом.

Он не знал еще степени моральной катастрофы, он не знал насколько мы, русские, УЖЕ НЕ НАРОД. Он надеялся еще на малые формы самоуправления, я же сегодня с прискорбием ЗНАЮ — они не работают. Пропасть между населением (которое так и не стало народом) и властью проходит на самом низком уровне. И эту пропасть не может преодолеть ни закон о местном самоуправлении, ни избирательное законодательство.

Увы, при таких обстоятельствах земство, или местное самоуправление, не может стать фундаментом для новой российской государственности.

Построение этого фундамента и есть задача будущих политических поколений.