casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Сергей Шаргунов. О России с любовью

 Сергей Шаргунов. О России с любовью

Сергей Шаргунов

О России с любовью

(Лит. газ. 2010. 15 сент. № 36;
http://www.lgz.ru/article/13844)

 

Увлечённо и внимательно прочитал знаменитую статью Солженицына «Как нам обустроить Россию?». Первый раз я видел её десятилетним в руках отца на листах «Лит­га­зе­ты», заглядывал, не смог тогда продраться сквозь стиль. Потом, будучи старше, несколько раз открывал эту статью, но впервые целиком прочитал её только сейчас.

Она мне и понравилась, и нет.

Она противоречива, как и противоречив для меня сам Солженицын — замеча­тель­но масштабное и вольное русское явление.

Первое и главное, что хочется отметить: чувствуется искренняя любовь Солжени­цы­на к России, боль, желание улучшить жизнь людей. Статья полна солнечного благород­ства, мучительного поиска лучшей для народа доли. Солженицын не разделяет ни проза­пад­ных настроений, ни просоветских. Это острый взгляд одиночки.

Солженицын пророчески пишет о неизбежной гибели прежней системы, о предстоящем распаде СССР, о ловушках демократии, выборов, партий, о популистских лозун­гах, о смутном разделении полномочий между президентом и парламентом, что спро­воцирует конфликты и драмы, наконец, об опасности непродуманных реформ, в резуль­тате которых собственность может достаться самым хищным. Даже об особом положении абхазов и южных осетин предупреждает он, размышляя о Грузии, идущей к своей независимости.

«Как нам обустроить Россию?» — глас вопиющего в пустыне. Кажется, Солжени­цын сам это хорошо понимал.

Как, с кем, какими силами строить новую страну, чистую и честную? Где взять элиту, настроенную на «самоограничение»? Где найдутся такие святые управленцы, кото­рые пойдут вслед за солженицынским: «Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое. Справедливость — это соответствие с нравственным правом прежде, чем с юридическим»? Напоминает на самом-то деле романтику ранних большевиков с их «революционной законностью», аскетизмом и строительством Царства Божьего на земле.

Все лирические увещевания в статье Солженицына отдают горечью. Думается, автор не очень-то верил, что его услышат или смогут послушать, но выполнял то, что дол­жен, — призывал государственных мужей и всех читателей к идеализму, который должен быть выше личного расчёта.

Многажды осмеянный или встреченный зевками призыв «возвращения к земствам» представляется мне живым зерном статьи. Это идея медленного, умного пробуждения в народе достоинства. Действительно, важны подлинные выборы — там, где обычные лю­ди, «низы» могут что-то изменить для себя и могут спросить с известного им человека. Полагаю, реальным продолжением солженицынской идеи «демократии малых про­странств» была бы поправка в обсуждаемый сейчас Закон о полиции с наделением граж­дан правом самим выбирать своего участкового, своего шерифа (здесь не грех взять при­мер с Америки).

И ещё. Прежде чем начать сокрушаться над статьёй, вздохну: утекло уже двадцать лет, а Солженицын не был волшебником, чтобы всё предвидеть… Он и сам признаёт: «Не­по­сильно трудно составлять какую-либо стройную разработку вперёд: она скорее всего будет содержать больше ошибок, чем достоинств, и с трудом поспевать за реальным хо­дом вещей. Но и: нельзя вовсе не пытаться».

Солженицын смотрит с высоты птичьего полёта, абстрагировавшись от полити­ческой бурной реальности, где столкнулись интересы и представления Горбачёва, Ель­цина, будущих членов ГКЧП и т.д. С одной стороны, отстранённость — это вроде и не­пло­хо. Предложенные ориентиры (нестяжательство, «сбережение народа») актуальны до сих пор и всегда, а перечисленные ужасы (нищета стариков, экология, пьянство, крими­нал) только усугубились. С другой стороны, иногда возникает ощущение, что манифест зависает в безвоздушном пространстве.

Автор не учитывает игроков. Он предлагает перекроить карту. Но кому предлагает? Справедливо говорит о том, что значительная часть Казахстана — русская. Но кто будет присоединять её к «Российскому Союзу»? Ельцин, воюя с Назарбаевым? Гор­бачёв?

Автор предлагает отказаться от всех, кроме названного куска Казахстана, Украины и Белоруссии. Но как? На Кавказе и в Средней Азии окажутся брошены русские люди, да и не они одни… По совести ли насильно отсоединять вчерашних братьев, прогонять жиль­цов общего дома, если, допустим, они не хотят отделения? Да и нужно ли так легко раз­бра­сываться освоенными и кровью омытыми землями? И ведь в итоге такого раздела СССР в том же Таджикистане была перебита почти половина населения, а половина от ос­тав­шегося перебралась на заработки в РФ.

Многие фразы Солженицына перекликаются с жаркой риторикой времени. Он призывает прекратить помощь «тоталитарным» странам вроде Вьетнама и начисто ликвидировать структуру, которая существует в любой стране мира, мол, пускай не при­кры­ваются задачами внешней разведки: «Этому ЧКГБ с его кровавой 70‑летней злодей­ской историей — нет уже ни оправдания, ни права на существование».

Осуждая большевиков за скверную национальную политику, писатель предлагает создать новую страну и одновременно отпускать всех, кто того захочет. Особенно спор­ным мне кажется пассаж в отношении Северного Кавказа: «Кавказские народы, пред ре­во­лю­цией столь отличавшиеся в верности российскому трону, вероятно, ещё пораз­мыс­лят, есть ли расчёт им отделяться». Как поразмыслят? Через кого поразмыслят? Какими методами? А татары с башкирами? Тоже поразмыслят? А Сибирь? А Урал? Государство — это что и кто? Неужели просто «коммунальная квартира»?

Впрочем, с рекомендацией сбросить этническое и территориальное «бремя» и сейчас согласны многие современные «националисты». Я же считаю, что идея урезания стра­ны губительна.

В любом случае в 90‑м году в СССР и в РСФСР не было сил, которые могли бы осуществить заветы Солженицына.

Его статья — «философское письмо», где есть пламенная ярость к советскому и критика Запада за пошлость и имитационную демократию. В сухом остатке Солженицын предлагает распустить СССР, создать новую страну, ввести частную собственность на заводы и землю (но только аккуратно), поставить у власти лицо, наделённое серьёзными полномочиями, и не особенно увлекаться играми в выборы и партии, вместо этого развивая низовое волеизъявление. Плюс семья, христианские ценности, обновлённая школа и уже упомянутое «самоограничение».

Повторю: «философское письмо» Солженицына прекрасно искренностью, болью за Россию, желанием ей помочь. Это письмо всей природой своей, стилем, языком, чаяниями противоположно цинизму!

Настроение письма, дух его — стремление созидать и очищать Родину от любой скверны, идти на подвиг.

Не разделяя многих суждений Солженицына и полагая некоторые его рецепты едва ли верными, спустя двадцать лет вдохновляюсь главным: идеализмом этой статьи.

Идеализма тем, кто «делает дела» в России, как не хватало, так и не хватает.