Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”» (Москва, 7–9 декабря 2011)


Галина Тюрина,
заведующая отделом
по изучению наследия А.И. Солженицына
Дома русского зарубежья
Международная научная конференция
«Жизнь и творчество Александра Солженицына:
на пути к “Красному Колесу”»
Москва, 7-9 декабря 2011

В начале декабря в Доме русского зарубежья прошла масштабная международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: На пути к “Красному Колесу”». Уже в третий раз в Москве собрались литературоведы, лингвисты, историки, философы, литературные критики, педагоги, изучающие творчество писателя. (Первая конференция в столице была организована в 2003, к 85‑летию Александра Солженицына, вторая — «Путь А.И. Солженицына в контексте Большого Времени» — состоялась в стенах Пашкова Дома в 2008.)

Учредителями конференции в 2011 выступили Российская академия наук, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. На приглашение оргкомитета участвовать в заседаниях откликнулись ученые из 11 стран: России, США, Франции, Польши, Китая, Японии, Италии, Индии, Швейцарии, Великобритании, Австралии. В программу конференции были включены 60 докладов.
Заседания проходили в двух параллельных секциях в большом и малом конференц-залах Дома русского зарубежья и сопровождались синхронным русско-английским и англо-русским переводом.
Участников и гостей встречала передвижная книжная выставка «Памяти Александра Солженицына» (автор — Ю.В. Решетников). Впервые эта экспозиция, задуманная к 90‑летию писателя, была представлена на XXI Московской международной книжной выставке-ярмарке в 2008 и с тех пор побывала в нескольких городах России и зарубежья. В один из дней работы конференции состоялся показ документального фильма А. Денисова «Спасенное интервью», знакомящего российского зрителя с беседой писателя об эпопее «Красное Колесо» с французским журналистом Б. Пиво, снятой в 1983 в Вермонте.
Открытие конференции 7 декабря 2011 проходило при переполненном зале. Первым выступил директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, озвучивший также и письменное обращение президента Российской академии наук Ю.С. Осипова.

Со словами приветствия обратились к присутствующим руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский и В.П. Лукин, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.


Пленарное заседание началось с доклада Ренаты Гальцевой (Россия, Москва) «Новая волна идеологического наступления на Солженицына как на интерпретатора русской истории», вызвавшего обширную дискуссию с участием Л.И. Сараскиной, В.П. Лукина, Ж. Нива, Р. Темпеста, А.С. Немзера, А.И. Музыкантского, А.Н. Варламова.

Рабочие заседания были разделены на секции по направлениям: история, философия, литературная традиция, поэтика, вехи творческого пути. На двенадцати заседаниях конференции с 7 по 9 декабря выступили следующие докладчики:

История в «Красном Колесе»: в трактовке персонажей, в трактовке автора.

Соотношение художества и истории в «Красном Колесе».

«В круге первом» — анонс «Красного Колеса».

Линия и промежуток: структурные и жанровые решения шестидесятых годов и становление «Красного Колеса».

Лирико-патетическое начало в «Архипелаге ГУЛАГ» (О сравнительной роли повествователя в двух эпопеях А. Солженицына).

Роман А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого»: работа писателя с военно-историческими материалами.

«Красное Колесо» с точки зрения историка.

«…Выполнять свой долг. На своем месте»: личность и исторический процесс
в «Красном Колесе».

«Люби революцию»: пролог «Красного Колеса».

Тема «сбережения народа» в ранних текстах А.И. Солженицына.

«Зацариться»: Николай II и грядущая революция.

Окололитературная среда начала XX века в «Красном Колесе» А.И. Солженицына.

Колебания исторического вектора в «Красном Колесе».

А. Блок и А. Солженицын как историки «последних дней императорской власти»:
поиски жанра.

Возвращение к хроникам: Александр Солженицын и Иво Андрич.

Картина человека в «Красном Колесе».

Образ Руси уходящей в исторической эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо».

«Красное Колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века.

А.И. Солженицын и В.В. Набоков: в пространстве Больших Идей.

Проблема релятивизма: А.И. Солженицын, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и поиск истины.

Г.И. Газданов и А.И. Солженицын.

Философские и религиозные проблемы в «Красном Колесе».

Истинный и ложный консерватизм в «Красном Колесе» А.И. Солженицына.

Духовное крушение или «наитие Святого духа?» (пасхальные мотивы в «Красном Колесе»).

Богоборчество как движущая сила революции: ответ «Красного Колеса».

Размышления о философской и теологической историографии в «Красном Колесе» Солженицына.

«Красное Колесо» Солженицына и идеологическая борьба на Западе во времена
холодной войны.

А. Солженицын в восприятии протоиерея Александра Шмемана (от «Матрёнина двора»
к «Августу Четырнадцатого» и далее).

Ленин и Солженицын: идентификация героя с автором.

Народ и медиакоммуникации в «Красном Колесе».

Феноменология религии в «Красном Колесе» Солженицына.

Заметки о сотериологических основаниях «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного Колеса».

Мифологическая и библейская символика в «Красном Колесе».

«Дневник Р-17» и «Красное Колесо»: диалог между автобиографией, литературой и историографией.

О нарративной структуре «Красного Колеса» А.И. Солженицына.

Лингвистические мотивы в творчестве Солженицына: на пути к «Красному Колесу».

Система ключевых женских образов в эпопее А. Солженицына «Красное Колесо».

Тема Москвы в «Красном Колесе».

Как вспоминают о Боге в «Октябре Шестнадцатого»: диалог священника и офицера.

«Ничего нет выше любви»: религиозное измерение «Октября Шестнадцатого».

Пневматология как свойство реализма А.И. Солженицына в «Красном Колесе».

«Предсказывающий назад»: образ Воротынцева в пьесе Солженицына «Пленники».

Последний герой: полковник Георгий Воротынцев и солженицынский идеал мужественности.

Картотека «Красного Колеса»: замысел и осуществление.

«Красное Колесо» А. Солженицына: поэтика заглавий и структура повествования (Узел II. Октябрь Шестнадцатого).

«Кинематографические кадры» как средство интерпретации и оценки исторических событий в «Красном Колесе» А. Солженицына.

Солженицын в средней и старшей школе.

Сокращенное издание «Архипелага»: потери и обретения.

Обзор переводов и исследований творчества А. Солженицына в Китае.

Литературные образы в произведениях А.И. Солженицына как объекты историко-краеведческих исследований.

Том за томом: заметки первоиздателя «Красного Колеса».
Моника Сидор (Польша, Люблин) представила доклад «Единица, коллектив и коллективный герой. Трансформация модели героя в ранних произведениях А. Солженицына», а Алексей Селиванов (Россия, Москва) — доклад «”Красное Колесо” как литературное исследование национального самосознания». Ввиду отсутствия авторов, доклад Сергея Бочарова (Россия, Москва) «Россия и революция: от Тютчева к “Красному Колесу”» прочитал Б. Аверин, а доклад Арвидаса Юозайтиса (Литва, Вильнюс) «Реформатор П. Столыпин и консерватор А. Солженицын: точки соприкосновения» — Н. Щедрина; доклад Клода Дюрана (Франция, Париж) «Пословица в “Красном Колесе”» прочитала Г. Тюрина.
На завершающем пленарном заседании состоялся вечер презентаций были представлены вышедшие в последнее время книги о творчестве Солженицына — А. Немзера, Н. Щедриной, К. Дюрана, Ж. Нива, В. Гуськова, А. Урманова, Г. Алтынбаевой и др.
Участники и гости называют прошедшую конференцию безусловно удавшейся. Практически все доклады были восприняты аудиторией с глубоким интересом, каждый сопровождался живым обсуждением. Солженицыноведы разных стран, знакомые друг другу иногда лишь по печатным работам, смогли познакомиться и лично. Это особенно важно для лучшего взаимопонимания между исследователями творчества писателя, потому что отечественное солженицыноведение получило возможность нормально развиваться лишь с конца 1980‑х годов, в то время как на Западе жизнь и творчество Солженицына изучают уже почти полвека. Прошедшая конференция показала, что ныне и в России ведется всестороннее освоение наследия Александра Солженицына, а интерес к его творчеству со стороны мирового научного сообщества неуклонно возрастает.
