casino siteleri
quixproc.com deneme bonusu veren siteler
porno
betticket
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
royalbeto.com betwildw.com aalobet.com trendbet giriş megaparibet.com
en iyi casino siteleri
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler casino siteleri
casibom
deneme bonusu veren siteler
deneme bonusu veren siteler
beylikduzu escort
Z-Library single login
deneme bonusu veren siteler deneme bonusu veren siteler

Людмила Кулакова. Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)

 Людмила Кулакова. Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)

Людмила Кулакова

Уроки по Солженицыну («Архипелаг ГУЛАГ»)

(Подготовлено на основе материала:
Кулакова Л. Уроки по Солженицыну;
http://verhneuralsk.bezformata.ru/listnews/uroki-po-solzhenitcinu/258087)

 

Издан «школьный вариант» знаменитого романа «Архипелаг ГУЛАГ». В конце августа 2009 года министерством образования и науки Российской Федерации издан приказ о включении романа А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» в обязательный минимум школьной программы по литературе. Приказ этот известен каждому учителю-словеснику, поскольку является рекомендацией к началу изучения романа на учебных занятиях по литературе в старших классах. Прошел год, в течение которого женой, другом и литературной соратницей писателя, Натальей Дмитриевной Солженицыной, была проделана огромная работа по адаптации сложнейшего, насыщенного документальными сведениями и фактологическим материалом произведения к школьному изучению. Не случайно роман считается одним из самых капитальных трудов его автора. Солженицынский «Архипелаг» отражает трагический опыт русской истории, развенчивает тоталитарную власть сталинской эпохи. До сих пор школьники знакомились с творчеством А. Солженицына через обращение к рассказу «Матренин двор» и повести «Один день Ивана Денисовича». Казалось бы, этого вполне достаточно, потому что, научив понимать смысл фразы «Не стоит село без праведника» и показав суть превращения человека в «лагерную пыль», уже можно вызвать интерес к личности и творчеству писателя, подвигая тем самым к желанию самостоятельно открывать его для себя дальше. 28 октября сокращенное издание «Архипелага» Н.Д. Солженицына лично представила в редакции «Российской газеты». На презентацию пришли студенты-филологи, учителя, актеры, сыгравшие в кино солженицынских героев из романа «В круге первом», политики, книгоиздатели. По словам корреспондента «Российской Газеты» Марии Агранович «презентация книги вышла за рамки формата и превратилась в настоящий совет экспертов». Невозможно не согласиться с тем, что перед учителями литературы задача не из простых. Как преподнести, как преподать это масштабное произведение, которое сам автор назвал опытом художественного исследования, касающимся периода с 1918 по 1956 год? Вопросов много: как дети будут читать, что они поймут и что должны понять, воспримут ли современные молодые люди эту книгу, нужна ли специальная подготовка учителей для работы с книгой на уроке и так далее. Читая интервью с Н.Д. Солженицыной («Один урок Александра Солженицына», «Российская газета» от 28.10.2010) о ее работе над однотомником, я вспомнила о том, как открыла для себя этот роман. Известно, что книга впервые опубликованная в 1974 году, переведенная на 40 (даже более, чем на 40) языков, для широкого отечественного читателя была практически недоступной. В 1989 году, в перестроечные времена, на страницах журнала «Новый мир» появились первые главы «Архипелага». Конечно, это было и откровением, и потрясением одновременно. Мы читали роман в очередь, жадно, обсуждали содержание с коллегами, с нетерпением ждали очередной журнальной книжки с продолжением публикации. Роман оставлял глубокий след и в душе, и в сознании. Я до сих пор храню номера журнала с первой публикацией, которая предварялась предисловием Сергея Залыгина, известного советского писателя, тогдашнего редактора журнала. Мне кажется, размышляя над тем, для чего нужно изучать Солженицына, можно сослаться на его слова: «Александр Солженицын нам нынче попросту необходим — мы должны его знать и слышать, а не знать и не слышать не имеем ни морального, ни умственного права». Что касается специальной подготовки учителей, думаю, она должна выглядеть так: нужно прочитать роман не в сокращенной версии для старшеклассников, а полностью все 3 тома. Пропустить его события через себя, пережить их, переболеть ими, потому что роман бередит душу, взывает к совести, увековечивает память о миллионах людей, принявших нечеловеческие муки и жесточайшие страдания. Только потом можно и нужно идти на урок. Мне кажется, что ребята должны почувствовать отношение учителя и к самому историческому факту, и к тому, как он отражен в романе писателем. С наскока, пользуясь критическими статьями и отзывами, не осилить романа и не увлечь учеников. Наши дети не должны вырастать Иванами, не помнящими родства. Знать историю своей родной страны мы все должны уже потому, что родились в России. А.И. Солженицын посвятил «Архипелаг ГУЛАГ» всем тем, «кому не хватило жизни об этом рассказать». Дай Бог, чтобы нам хватило жизни узнать и помнить об этом!