Солженицын: «Мы умрем, а искусство останется»

 Ольга Бугрова. Солженицын: «Мы умрем, а искусство останется»

Ольга Бугрова

Солженицын: «Мы умрем, а искусство останется»

(Радио «Голос России». 2011. 3 авг.;
http://rus.ruvr.ru/2011/08/03/54130866.html)

 


Фото: РИА Новости

Этими словами выдающийся русский писатель лауреат Нобелевской премии некогда закончил свою Нобелевскую речь.

Ровно три года назад, 3 августа 2008 года, закончился земной путь Александра Солженицына. Сегодня его искусство, включая особое искусство жить, невзирая на тяготы судьбы, является предметом серьезного внимания и в России, и за рубежом.

Истинное значение великого человека познается лишь со временем, и к судьбе наследия Александра Солженицына эта аксиома имеет самое прямое отношение. Оно изучается все глубже во всем мире. Только в этом году в России и вне России состоялось несколько крупных мемориальных событий. Так, в июне во французском Экс-ан-Провансе прошла международная конференция с названием «Александр Солженицын: активный деятель эволюции России и мира». Ее участники, кстати, имели возможность приобрести книги писателя, переведенные на французский язык. А меньше чем через месяц в Великобритании и США, впервые на английском, появится сборник позднейших произведений Солженицына «Абрикосовое варенье и другие рассказы» («Apricot Jam and Other Stories»).

 Есть и еще одно свидетельство международного интереса к личности и творчеству Александра Солженицына. Это вышедшая весной книга о писателе с подзаголовком «Мыслитель, историк, художник», в которой собраны статьи исключительно зарубежных критиков. Центральным объектом их исследований стал главный труд Солженицына — документально-художественная эпопея о времени сталинских репрессий «Архипелаг ГУЛАГ». Многие западные литературоведы убеждены, что это главная книга и всего XX века. Наконец, буквально в эти дни (с 14 мая по 16 октября) в Женеве работает масштабная выставка, посвященная Александру Солженицыну и представляющая немало раритетов. В том числе  литературные рукописи, даже первые, детские, а также личные вещи, которые сопровождали писателя и в его лагерной жизни политического заключенного, и в годы пребывания за рубежом после высылки из СССР, и в самые последние дни в собственном подмосковном доме.

Интерес к Солженицыну, как замечают сегодня многие, определяется не одним лишь масштабом его наследия — художественного, публицистического, эпистолярного, составляющего не менее 30 томов. «Солженицын велик и тем, что из невероятного материала XX века смог сотворить еще одно «произведение» — свою жизнь», — считает литературовед Павел Басинский. Эта мысль, можно с уверенностью сказать, не покидает читателей первой биографии Александра Солженицына, написанной  на русском языке. Ее автор  — Людмила Сараскина — на протяжении 13 лет работы над жизнеописанием регулярно встречалась со своим «героем» и в интервью «Голосу России» вспоминает об Александре Солженицыне прежде всего как о человеке непрерывного труда.   

«Он был трудный человек, но к нему ключик — это работа,  — говорит Людмила Сараскина.  — Если бы я к нему приходила и если бы задавала ему вопросы — «расскажите про свое детство» или «расскажите про маму», то никакого бы успеха не имела, и толкового общения не было бы. Но когда он видел, что ты приходишь не «попрошайкой» — «дайте-расскажите, расскажите-дайте», — а уже с чем-то, что тобой сделано, он абсолютно иначе смотрел на тебя. Потому что он был «рабочий человек». И вот это самый, пожалуй, главный вывод, который я о нем сделала. Знаете, я была членом жюри его литературной премии. И больше всех, лучше всех, подробнее всех всё, что поступало на премию, прочитывал он, а не мы, которые имели больше времени и были моложе и здоровее. Он приезжал, пока мог ходить, на мероприятия в созданный им в Москве Дом Русского зарубежья и очень активно продолжал писать: у него есть тексты, написанные буквально в последние полгода жизни. Вот это качество работы, дотошность, уважение к чужому труду, которые он проявлял, для меня все это — незабываемая память о нем».

Работоспособность и даже какое-то феноменальное упорство в работе, которые  были присущи Александру Солженицыну, отмечали очень многие. Одни с восхищением, другие с раздражением и завистью. А знаменитый кинорежиссер Александр Сокуров, посвятивший Александру Солженицыну большой документальный фильм, видел в его ежедневном труде высший смысл, который необходимо воспринять в качестве духовного завещания. Режиссер представляет писателя, как… лесника, который «изучает, охраняет и расчищает территорию». «В моем представлении Александр Солженицын — лесник, и вот в этом «лесу» он много успел сделать, — говорит Александр Сокуров. — Далеко не во все стороны леса мы заходили и многого еще не видели. Когда же дойдем до самых отдаленных участков, мы увидим, что Солженицын здесь уже был: поляну расчистил, под упавшими деревьями восстановил тропинки, а на берегах лесных озер закрепил мостки, да еще и с перилами, чтобы человек осторожно спустился в чистую воду. И вот свежо и солнечно вокруг — только деревья и птицы…»