Наталья Солженицына. Солженицын продолжает нести трудную правду. Беседу вела Анна Кочарова
Наталья Солженицына Полвека назад, в ноябре 1962 года, увидел свет «Один день Ивана
Денисовича» Александра Солженицына. История одного дня лагерного заключенного
появилась в журнале «Новый мир». О том, как был принят рассказ 50 лет назад,
как это произведение понимают сегодняшние читатели и о ситуации в литературном
сообществе в целом, культурный обозреватель радио «Вести ФМ» Анна Кочарова
обсуждала с вдовой писателя Натальей Солженицыной. Кочарова: Добрый день, в студии Анна Кочарова. И сегодня у нас в
гостях Наталья Дмитриевна Солженицына, вдова писателя Александра Исаевича
Солженицына и президент Фонда Солженицына. Наталья Дмитриевна, добрый день. Солженицына: Добрый день. Кочарова: И сегодня повод наш — замечательная дата — 50 лет со дня,
с момента выхода повести «Один день Ивана Денисовича», именно в 1962 году она
была напечатана в журнале «Новый мир». И нельзя, конечно, сегодня недооценивать
значимость этого события и литературного, и вообще общеполитического, потому
что это было колоссальное событие — появление этого произведения. Как вы
считаете, как сегодняшние читатели воспринимают эту повесть? Солженицына: Эта повесть введена в курс школьный, и изучают ее, к
счастью, не в последний год 11, когда в глазах у всех только ЕГЭ, а в разных
школах по-разному, но в общем в 9 и в 10 классе. Кочарова: Но в старших, естественно, классах. Солженицына: В старших, конечно, в старших. Хотя я думаю, что в
классе уже 7–8 вполне можно прочесть и понять, но правильно, что изучают,
скажем, в 9–10. Так что в общем, теоретически по крайней мере, все школьники,
выходя из школы, по крайней мере читали этот рассказ. Кочарова: Или должны были читать все-таки. Солженицына: Должны были читать, да думаю, что читали, потому что
он в обязательной программе, а не в рекомендованной. Как воспринимается? Ну,
видите, страна-то расколота у нас, совершенно расколота. На какие части — я не
берусь судить, но, в общем, расколота. Потому что, видите ли, вот войны
внешние, они всегда объединяют народ, войны против внешних врагов. Так было
всегда и с любым народом. А вот войны внутренние — гражданские войны или войны
власти против своего народа, как было у нас в сталинское время, они народ
разделяют. И результат их не только прямой, что какая-то часть населения,
иногда огромная, как это было у нас, страдает, физически погибает, или
разрушаются семьи, остаются сироты и нерожденные дети, это все так. Но помимо
вот этого прямого урона еще долго действующий урон тот, что население
расколото. Кто-то знает, кто-то не знает, кто-то знает, но закрывает глаза, и
кто-то соблазняется: легче верить, что сидят виновные, чем встать перед лицом
этого ужаса, что могут сажать невинных людей, значит и тебя. Жить трудно, и
люди выбирают многие более легкую жизнь. Более легкая жизнь — это не знать, не
понимать или, как сегодня, не помнить. И поэтому как воспринимают? Воспринимают
по-разному. Одни, наверное, воспринимают так, как воспринимали современники,
когда это было напечатано, а это была очистительная гроза, и надеюсь, что таких
людей больше, хотя, конечно, острота восприятия сегодня не может быть такой,
как была тогда, потому что… Кочарова: В силу разных просто обстоятельств. Солженицына: В силу просто того, что тогда это, помимо всего
прочего, было еще открытие: сказали вслух правду, которую никто не знал. Кочарова: Но это было и открытие автора нового, писателя и правды,
и всего. Солженицына: Да, и открытие автора, да. А сейчас как бы считается:
ну, мы это все всё знаем. Но сейчас уже работает только литературная сила,
магия художественного слова. Кочарова: А вот то, что произведение вошло в школьную программу. Не
секрет, что случается так, что не очень грамотный преподаватель, в целом я имею
в виду, который не очень хорошо понимает, как преподнести произведение детям,
зачастую это наоборот вызывает такую реакцию отторжения. И с классикой такое
происходит. Вот я, например, на себе иногда это испытывала с не очень удачными
преподавателями. Вот это вас не смущает, что здесь может быть такой эффект? Солженицына: Конечно. Но что значит смущает? Вообще всё зависит от
преподавателя, не только в литературе, не только в случае с этим рассказом, не
только в случае с Солженицыным, который несет трудную правду и который вообще
требователен к нам, что вы ни читали, любое его произведение. Но вообще от
учителя зависит очень много. Может быть такой учитель, у которого ни один
человек в классе не пойдет никогда изучать физику, потому что вот он к физике
привил отвращение. А физика тут не виновата, так же, как «Иван Денисович» не
виноват, если его плохо преподнесут. Так что вообще от учителя в жизни зависит
очень много, как и от родителей. Ну, это факт, к которому как можно относиться?
Факт жизни. Кочарова: Уже ничего сделать нельзя. Солженицына: Можно. В случае родителей — трудно, а в случае
учителей — можно. Можно пытаться повышать уровень учителей. У нас он трагически
упал за последние 20 лет, этим никто не занимается. Полностью слушайте в аудиоверсии.
Солженицын продолжает нести трудную правду
Беседу вела Анна Кочарова
URL: http://www.radiovesti.ru/articles/2012-11-18/fm/73432)