Встреча с Наталией Солженицыной. 5 ноября 2012 года, 19:30 Московская область, Ново-Огарёво
Владимир Путин встретился с руководителем Фонда Солженицына Наталией
Солженицыной. Встреча состоялась в преддверии юбилейной даты — 50-летия со дня
публикации в журнале «Новый мир» произведения Александра Солженицына «Один день
Ивана Денисовича», принесшего ему мировую известность. В. ПУТИН: Наталия
Дмитриевна, совсем скоро мы будем отмечать 50-летие [со дня публикации
произведения Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича»]. Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: 50
лет как вышел «Иван Денисович». И, видите, нам удалось напечатать две книги (показывая
книги). Вот эта самая интересная книга, маленькая, но наиболее интересная,
– это письма читателей, которые никогда ещё не публиковались, присланные
[главному редактору] Александру Твардовскому в редакцию журнала «Новый мир». Они не были напечатаны. Это
просто письма из архива. И, видите, начинаются: «Дорогой Иван Денисович», —
потому что люди не знали, как зовут Александра Исаевича [Солженицына], к нему
обращались «Дорогой Иван Денисович». Вы знаете, я думаю, что это 50-летие, и
вообще сам «Иван Денисович», который послужил пьедесталом к «Архипелагу»,
потому что поток писем обрушился после «Ивана Денисовича» и дал огромный
дополнительный материал, сейчас мы устраиваем конференцию в связи с «Иваном Денисовичем»,
– я думаю, что это и причина, и знак — не терять памяти. «Иван Денисович»
необходим как лекарство против беспамятства. Потому что беспамятство — это
болезнь слабого человека, слабого общества и слабого государства. Помнить нужно
и хорошее, и плохое — обязательно. Иначе мы хромать будем. В. ПУТИН: Это
правда. Кстати говоря, как в школах идёт изучение [творчества А. Солженицына]? Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Вы
знаете, «Ивана Денисовича» ввели в школьную программу, когда нам ещё
даже не вернули гражданства, нас ещё здесь не было, и кто, когда это сделал,
наверное, при Ельцине, — изучают: некоторые в 10‑м классе, некоторые в 11‑м. «Архипелаг ГУЛАГ» — с ним плохо,
потому что, во-первых, он просто рекомендательный, и местные департаменты,
которые заказывают книги в издательстве «Просвещение», его не заказывают.
Потому что издали хорошо, и книга не самая дешёвая, или ещё по каким-то
причинам, но это решают местные власти. Раньше был коллектор — просто
печатали и развозили по всем школам, а сейчас такого коллектора нет, и кто
хочет, тот и заказывает, а кто не хочет, тот не заказывает. Это во-первых. Во-вторых, поставили в 11‑й
класс весной. А сейчас весной в глазах у школьников и учителей что? ЕГЭ и
больше ничего. А поскольку литература вообще не входит в ЕГЭ (кроме тех, кто
поступает на филфак и журфак), то кто же будет учить то, что не нужно? Между прочим, если отвлечься от
«Архипелага ГУЛАГ» и говорить вообще, извините, о государственной безопасности,
то вообще катастрофа, потому что было пять часов литературы в неделю, а сейчас —
два. И о каком единстве нации мы
вчера говорили? Что объединяло всех людей? Один — врач, другой — инженер,
третий — не знаю кто, все знали сколько-то Пушкина, сколько-то Грибоедова, все
друг другу могли говорить цитатами из «Горе от ума», и все понимали. Не
обязательно интеллигенты. Сейчас этого нет. А что может
объединять людей? Только общая литература. Общее телевидение не объединит. У
нас ведь всё делается только сверху — литературу надо бы вернуть. Выкинули её,
а что ввели? Учить коммуникации? Как друг другу улыбаться? Да этому люди и без
уроков научатся. В. ПУТИН: Язык и
культура — это самое главное, конечно. Сейчас непростые процессы идут в сфере
образования… Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Вот
они непростые идут, и всё не в пользу литературы и истории. В. ПУТИН: Я думаю,
что надо вернуться к этому ещё. А навязывать сверху — это всё-таки неправильно.
Нужно, чтобы профессиональное сообщество само определилось. Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: В
том-то всё и дело, что всё профессиональное сообщество, которое гуманитарное,
оно, конечно, всё воет и плачет, и хочет, чтобы всё вернули. А то, которое
технократическое, говорит, это всё это не нужно. И это неправильно. Если мы хотим
быть Россией, а не просто какой-то территорией, которая включается в общий
технологический процесс… В. ПУТИН: Вы знаете,
наверняка предложений много по тому, как заполнять это время, в которое
учащийся должен изучать такие и такие предметы. Количество этих предметов постоянно
увеличивается. Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Между
прочим, зря увеличивается. Потому что один предмет может абсорбировать
новшества, а то, что литературу теснят, — это на самом деле колоссальная
опасность для единства страны. Мы остаёмся многонациональной
страной, мы же не будем сидеть здесь с Вами в Москве, наши школьники, и
специально изучать татарскую литературу или чувашскую, или ещё какую-то. Они
там на месте будут свою литературу изучать, но у нас должна быть общая… В. ПУТИН: Согласен. Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Иначе
нет языка. В. ПУТИН: Мы ещё
обсудим это вместе с Министром образования. Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Два
часа в неделю мало, Владимир Владимирович. В. ПУТИН: Наталия
Дмитриевна, я ещё поговорю с Министерством образования. Н. СОЛЖЕНИЦЫНА: Пожалуйста. В. ПУТИН: Договорились.
Встреча с Наталией Солженицыной
5 ноября 2012 года, 19:30 Московская область, Ново-Огарёво
* * *