Наталия Солженицына. Выступление на Российском литературном собрании
Наталия Солженицына Для нашей страны жизненно важно
изменить то жалкое положение, в котором оказалась литература в школе. Если не
переломить сегодняшнюю тенденцию — школа, в ее гуманитарном блоке, превратится
в массовое воспроизводство невежества. Мы уже потеряли больше десяти
лет, целое поколение. И оно транслирует свою необразованность на поколения
следующие: достаточно послушать, каким языком говорят молодые теле- и
радио-корреспонденты. Если средний выпускник школы не может грамотно выразить
свою мысль или хотя бы пересказать чужую — то аттестат какой зрелости ему
выдают? Уже сегодня в жестком глобальном
мире конкурентный выигрыш дают не запасы сырья, а качество образования и
творческий потенциал людей. При этом оторвать «физиков» от «лириков», поставить
только на первых — стратегия проигрышная, она обернется лишь вторым сортом
«физиков», потому что влияние искусства и литературы на интеллектуальные
достижения — незримо, но огромно. Эйнштейн говорил: «Достоевский даёт мне
больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!» — и в этом парадокса
нет. Мне кажется, вернуть в школу
выпускной экзамен по литературе, в виде скорее всего сочинения, необходимо. Но
механический возврат сочинения, механический возврат отобранных у литературы
часов — еще не решат проблему. Она упирается в качество преподавания литературы
в школе. Учителя в массе своей задушены еще новой бедой — неслыханной
формальной отчетностью, отнимающей все время и пресекающей всякую инициативу.
Она была введена как способ контроля над слабыми учителями, но слабых она не
усиливает, а сильных — стреноживает. На Культурном Фронте, в битве за
сохранение культуры, литературы, учителя — пехотинцы. Но они не поддержаны
тяжелой артиллерией — Телевидением, Кино — и значит их усилия обречены. А ведь перед ними не менее
отчаянно стоит задача воспитания. Поглядим на себя в зеркало — мы стали
обществом потребления (только без отлаженных механизмов сдерживания). Кто же — при том сломе
нравственных ориентиров, через который проходит наше общество, — убедит детей,
что Добро и Зло — это не отвлеченные понятия, а напряжённая реальность? И когда общество расколото —
единым учебником истории единства не достичь. Это Толстой ответит детям — Чем
Люди Живы, это Достоевский научит их состраданию, а на сегодняшние споры о
нашем недавнем прошлом именно литература ответит понятно для всех: ВОЛКОДАВ ПРАВ, а ЛЮДОЕД — НЕТ.
Выступление на Российском литературном собрании