Наталия Солженицына. Выступление на Рождественских чтениях в Совете Федерации
Наталия Солженицына Москва, Совет Федерации 28 января 2014 Ваше Святейшество! Уважаемые члены Совета
Федерации, уважаемые участники Рождественских парламентских встреч! Сорок лет назад, в феврале 1974
года, Александр Исаевич Солженицын был лишен гражданства и выслан из страны, за
ним и вся семья. Нас было трое взрослых — мой муж, моя мать и я — и четверо
сыновей, младшему — шесть месяцев. Мы оказались в совсем ином мире и остро
сознавали задачу: надо, чтобы дети наши не потеряли русский язык, чтобы выросли
в православной вере и в русской культуре. Поверьте, живя в океане иных языков и
иных культур, это очень нелегко. Мы прожили в изгнании 20 лет, из
них 18 — в Вермонте, лесном штате Новой Англии. Там, в нашем доме, мы первым
делом обустроили часовню. Епископ Григорий Аляскинский привез нам антиминс, и
тогда часовня стала домовой церковью. Для нас с Александром Исаевичем не было
вопроса, в честь кого ее освятить — конечно же в честь Преподобного Сергия
Радонежского. И так мы жили и растили сыновей под взыскательным взглядом и,
надеюсь, под благословением великого русского святого. Двадцать лет назад мы вернулись
на родину и с тех пор были свидетелями и участниками сложных, переломных лет в
жизни нашей страны. И вот, ни в коей мере не
претендуя на роль эксперта, но опираясь и на свой частный семейный опыт, и на
участие в общественной жизни, я позволю себе сказать о некоторых явлениях и
тенденциях, вызывающих острую тревогу. Одна из тем сегодняшнего
обсуждения обозначена как «Партнерские взаимоотношения Церкви, власти и
общества в духовно-нравственном воспитании». Партнерство не исключает диалога,
а диалог конструктивен тогда, когда у каждого участника есть свое мнение. Со стороны власти и части
общества сейчас раздаются настойчивые призывы к усилению «патриотического
воспитания молодежи и позитивного освещения истории». Патриотизм — понятие высокое
и в то же время естественное для человека. Александр Исаевич определял его так:
«Патриотизм — это цельное и настойчивое чувство любви к своей родине, с
готовностью жертвовать ей, делить невзгоды, но со служением не угодливым… а
откровенным в оценке её ошибок, грехов и в раскаянии за них». Не могу не выразить глубокого
убеждения, что освещение истории должно быть в первую очередь правдивым и полным, а позитивность или
негативность должны оставаться лишь характеристиками самих освещаемых событий.
Если мы не будем знать нашей подлинной
истории, мы не разберемся ни в настоящем, ни в будущем. Да, пословица говорит:
«Кто старое помянет — тому глаз вон!», однако доканчивает: «А кто забудет —
тому два!» И русская православная
Церковь, испытавшая от большевиков гонения не менее жестокие, чем в
раннехристианские века, не может, не должна поддерживать ложные
ура-патриотические тенденции, которые на нашу беду возрастают впротивовес
зрячей, созидательной любви к своей стране. Нашим сыновьям мы старались
передать любовь к России, к русской культуре, пристальное внимание к ее
истории, не скрывая при этом язв и поражений наряду с победами, не скрывая
злодейств наряду со святостью, — и они выросли несомненными патриотами своей
родины, и хотя младенцами были неправедно отторгнуты от нее, — вернулись и
работают на ее благо. Еще одна тема, предложенная
сегодня к обсуждению: «Семья как основа национальной безопасности государства».
Нет сомнения, что семья такой основой является. Такой же основой, особенно в
многонациональной стране, должны быть государственный язык и культура. Все
понимают, что их нынешнее состояние — глубокий упадок. Несколько дней назад на заседании рабочей
группы администрации Президента прямо говорилось, что «угроза потери
целостности и жизнеспособности страны вследствие ослабления культурного,
интеллектуального и социального потенциала стала реальностью» и что «сегодня
эта угроза осознана и властью, и обществом». Осознана она конечно и Церковью.
Тем печальней и тревожней видеть, что Церковь недостаточно внятно и энергично
осуждает антикультурные выходки маргинальных групп, совершаемые якобы во имя чистоты веры и якобы от имени Церкви. Нельзя в ХХI веке запалять костры из
книг, нельзя физически крушить пусть даже провокационные выставки, нельзя при
полном зрительном зале срывать спектакли, как бы к ним ни относиться, и если
кто-то имеет при том дерзость называть свою организацию «Божья воля», то
Церковь, как кажется, обязана реагировать, обязана заботиться о своем
авторитете. Да, за десятилетия официального
государственного атеизма накопилось много скверны, еще и сегодня случаются
рецидивы воинствующего безбожия — но не давать же на них «симметричный ответ»,
не перенимать же образ действия оскорбителей. Христиане — народ Слова, и наше
оружие — слово, кулаками же машут те, кто в силу слова не верят. При той пугающей потере
духовно-нравственных ориентиров, в которой пребывает существенная часть нашего
общества, — ни институтам культуры, ни Церкви по отдельности, без их взаимоуважительного
союза не справиться с восстановлением духовной и культурной идентичности нашего
народа. Без культуры, без литературы довольно трудно будет объяснить нашим
детям, что Добро и Зло — это не обветшалые понятия, а напряженная реальность. В определении значимости
Рождественских чтений сказано, что они «способствуют развитию взаимопонимания
между людьми, занимающими различные позиции, открывая пути для их сближения».
Что и говорить, членам нашего общества, одновременно растерянного и
агрессивного, жизненно необходимы взаимопонимание и сближение. Да только, чтобы
обеспечить их возрастание во всей толще нашего народа нельзя всю работу
перекладывать ни на власть, ни на возглавителей Церкви, ни на всевозможные
уполномоченные структуры, — этот труд и эту ответственность должны нести мы
всем миром, ежедневно, и каждый из нас.
Выступление на Рождественских чтениях
в Совете ФедерацииРождественские парламентские встречи в рамках XXII Международных
образовательных
чтений на тему:
«700-летие преподобного Сергия Радонежского. Исторический опыт и
современные
механизмы партнерских взаимоотношений Церкви, власти и общества в
духовно-
нравственном воспитании. Семья как основа национальной безопасности
государства»