Солженицын и мы. Читательская конференция
Стихия545 Знакомство с известными
писателями, поэтами, мыслителями происходит через их творческое наследие. То
слово, которое они произнесли при жизни, остается в наших сердцах и мыслях. Оно
способно не только воздействовать на нас, но и приносить добрые плоды. Одним из таких плодов явилось
решение о проведении читательской конференции «Солженицын и мы» в рамках
встреч, которые обычно организует КПФ «Сретение». 29 апреля 2013 года читальный
зал библиотеки на ул. Нахимова, 4 г. Северодвинска вновь открыл свои двери для людей,
ищущих живого слова. К счастью, сегодня мы имеем
возможность читать книги Солженицына, обсуждать их, делиться опытом прочтения.
Тяжелый занавес государственного запрета откинут. Но произведения Александра
Исаевича настолько глубоки, наполнены духовным внутренним смыслом, что
требуется немало усилий для их осмысления. «Для того чтобы читать Солженицына,
нужно уметь вырваться к нему из повседневной суеты», — заметил известный
писатель, главный редактор журнала «Новый мир» Сергей Залыгин. Наверное,
читательскую конференцию «Солженицын и мы» можно назвать такой попыткой. Но для того чтобы размышлять над
словом писателя, нужно иметь хотя бы минимальное представление о его характере,
жизни, о том, что побудило автора к созданию того или иного произведения и в
каких условиях приходилось писать. Поэтому в первой части конференции был
продемонстрирован фильм Сергея Мирошниченко «Жизнь не по лжи», рассказывающий
об Александре Исаевиче Солженицыне. «Его жизнь — редкое чудо, — заметил в своих
«Дневниках» прот. Александр Шмеман. — Человек, который столько раз находился на
краю гибели — на фронте, в концлагере, в больнице, от рака, — храним Богом,
чтобы стать едва ли не самым известным проповедником правды во 2‑й
половине 20 века. Он первый заставил мир услышать правду о Советском Союзе с
его тайной полицией, его лагерями, о миллионах невинно замученных людей. Его
призыв «жить не по лжи» обращен ко всему человечеству, услышан уже многими и
приводит к заметному изменению политического климата». Этот фильм можно назвать
свидетельством о жизни человека, полностью посвятившего себя служению слову,
людям, России, миру. В личности А.И. Солженицына удивляет не только то,
как сумел он, пройдя сложный и тернистый путь, сохранить целостность духа и
плоти, но и черты характера — работоспособность, силу воли, целеустремленность,
бескорыстность. А как итог жизни — богатое литературное наследие, слово
русского народа, воплощенное в жизнь, воскресшая память. Им написано множество
повестей, романов. «Архипелаг ГУЛАГ» переведен на
30 языков мира. При этом средства от издания книг автор посылает в фонды для
помощи политзаключенным. В фильме Солженицын вспоминает времена испытаний. Это
не только лагеря, тюрьмы, но и конспиративная работа над созданием
произведений, преследования со стороны властей. Также Александр Исаевич
благодарит Бога и за светлое в своей жизни — казахстанскую ссылку, работу
школьным учителем и, как дар свыше, возможность каждый вечер созерцать звездное
небо над головой. Этого Солженицын был лишен в зоне (фонари зоны засвечивают
звезды). С такой же благодарностью Солженицын вспоминает жизнь с семьей в
Вермонте, возможность работать в свободном режиме над произведением «Красное
колесо», а затем возвращение в Россию. И как завещание каждому из нас в фильме
звучат слова Александра Исаевича, ставшие принципом, которому он был верен всю
свою жизнь: «Самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению — личное
неучастие во лжи. Пусть ложь всем владеет, но владеет не через меня». Во второй части конференции
прозвучали читательские доклады, отражающие опыт прочтения, проживания и
осмысления произведений Солженицына: «О материнстве и рыцарстве в рассказах А.И. Солженицына
«Матренин двор», «Озеро Сегден», «Захар Калита» (Новикова Е.А., краевед,
учитель литературы, г. Архангельск); «Ответ героев повести А.И.
Солженицына «Раковый корпус» на вопрос Л.Н. Толстого: «Чем люди живы?»
(Голубева Н.В., инженер НИПТБ); «Сахалин» А.П. Чехова и «Архипелаг
ГУЛАГ» А.И. Солженицына как неизлечимые раны в истории страны» (Мухина П.Н.,
врач-кардиолог ЦМСЧ 58, аспирант СГМУ); «Актуально ли чтение книги А.И. Солженицына
“Архипелаг ГУЛАГ” сегодня»? (Глушко Т.С., учитель русского и литературы,
шк. № 3, г. Северодвинск). В этих докладах авторы пытались размышлять
над проблемами, поставленными А.И. Солженицыным в его произведениях,
такими как: смысл жизни, жертвенность и самопожертвование, память и
беспамятство, наше покаяние. Всеми докладчиками было отмечено, что книги
Солженицына невозможно прочесть в качестве стороннего наблюдателя. В каждом произведении писатель
заставляет читателя пройти определенный путь, всерьез задуматься над вопросами,
которые ставит автор, вместе с героями произведений страдать, думать,
переживать испытания. Например, в повести «Раковый корпус» при обсуждении
вечного вопроса «Чем люди живы?» вместе с героями мы осознаем тщетность упования
на земные ценности — деньги, власть, богатство, имущество, карьеру. Все это
может перечеркнуть неизлечимая болезнь — раковая опухоль. В книге «Архипелаг
ГУЛАГ» таким рубежом является арест. Перед лицом смерти ярко вырисовываются те
жизненные ценности, к которым следовало стремиться, — это любовь, жертвенность,
человеческое отношение и сострадание к людям. В повседневной жизни эти ценности
могут быть стерты, забыты. Те люди, кто ставит их выше богатства земного,
зачастую выглядят юродивыми, но их роль в истории и в нашей жизни велика. В
рассказах «Матренин двор», «Захар-Калита» Солженицын пишет о таких людях. Его
слова: «Не стоит село без праведника» глубоко врезаются в память. К сожалению, не каждый находит в
себе силы браться за великий труд — чтение книг Солженицына. Как говорила в
своем докладе Т.С. Глушко, в школе на анализ произведений А.И. Солженицына
отводится всего 2–3 занятия. И многие школьники задают типичный вопрос: зачем
нам читать об ужасах советского режима? Те события канули в прошлое, зачем нам
знать о них? И делилась своим опытом, очень важным для нас, как можно за такой
короткий промежуток времени вызвать у детей интерес к прочтению этой книги.
Татьяна Сергеевна Глушко свидетельствовала, что после путешествия по страницам
ГУЛАГа у детей находился ответ на вопрос: «Зачем нам читать книги Солженицына и
знать о тех далеких и страшных событиях 20 века?» Ответ прост и вместе с тем
сложен: «Чтобы этого больше не повторилось, чтобы каждый из нас мог вступить в
единоборство со злом и одержать победу». И верно, нужно бороться со злом внутри
себя и вокруг себя, чтобы страшные события ГУЛАГа вновь не стали реальностью.
Слова А.И. Солженицына: «…линия, разделяющая добро и зло, пересекает
сердце каждого человека… Линия эта подвижна, она колеблется в нас с годами.
Даже в сердце, объятом злом, она удерживает маленький плацдарм добра. Даже в
наидобрейшем сердце — неискорененный уголок зла», — подводят нас к мысли, что
надо в первую очередь пройти по архипелагу своей души. Но конференция «Солженицын и мы»
не итог, а только начало. И, наверное, каждый участник ушел с важным для себя
вопросом, над которым будет размышлять, и поиск ответа на который, быть может,
станет осмыслением своей собственной жизни. Хочется верить, что такие
конференции станут регулярными и все больше и больше читателей захотят
поделиться своими мыслями и опытом прочтения книг Александра Исаевича Солженицына. © Copyright: Стихия545, 2013 Свидетельство о публикации №213050400685Солженицын и мы
Читательская конференция