Леонид Павлючик. Гений виден даже в «Крохотках»
Леонид Павлючик 10 декабря — 95 лет со дня
рождения Александра Солженицына. Накануне памятной даты, в
Большом зале Московской консерватории состоится без преувеличения знаковое
событие в культурной жизни, — концерт, который объединит великое слово и
великую музыку. Со сцены прозвучат прозаические миниатюры «Крохотки» Александра Солженицына и «Прелюдии» Дмитрия Шостаковича. Два крупнейших художника ХХ
века, которые хорошо знали и ценили творчество друг друга, встретятся в ХХI
веке благодаря народному артисту России Александру Филиппенко и
Государственному камерному оркестру во главе с замечательным музыкантом,
гобоистом Алексеем Уткиным. Свою программу «для драматического актера,
солиста и камерного оркестра» они назвали «Отраженье в воде». Наш обозреватель
встретился с «мотором» этой художественной акции Александром Филиппенко. — Александр Георгиевич,
это ведь не первое ваше обращение к творчеству Солженицына? — Не первое, разумеется. В 2001
году был телеспектакль «Случай на станции Кочетовка» для канала «Культура». А
лет семь назад, помню, раздался звонок из Библиотеки иностранной литературы.
Совместно с чикагской публичной библиотекой они проводили серию вечеров под
рубрикой «Одна книга — два города». Один раз обсуждали, к примеру, творчество
Фолкнера, в другой раз — Солженицына, которого выбрали американские читатели.
Мне предложили прочитать для публики «Ивана Денисовича». Я, не раздумывая, тут
же сказал «да»: Солженицын был и остался моим кумиром с далеких и горячих шестидесятых
годов прошлого века, когда я впервые прочитал «Один день Ивана Денисовича» и
был оглушен свалившейся на меня огромной и горькой правдой. Начал перечитывать
повесть и заново открыл для себя ее социальную, психологическую глубину и человеческую
пронзительность. Была сначала мысль ограничиться отрывком, потом решил читать
всю повесть от начала до конца — а это два часа эмоционального напряжения и для
меня, и для публики. — С писателем не
советовались? Александр Исаевич, как известно, не очень жаловал инсценировки и
экранизации… — На то памятное для меня
выступление пришла Наталья Дмитриевна, сидела в первом ряду. После финальных
аплодисментов мы с ней обстоятельно поговорили. Она прекрасный человек, строгий
критик и внимательный редактор. Ее замечания оказались очень точными и
полезными. Наталья Дмитриевна, в частности, попросила, чтобы в своей
исполнительской палитре я использовал «меньше графики, больше акварели». И еще
она заметила, что у главного героя повести Шухова — не громкое, а тихое
достоинство. Ой, как мне понравилась эта фраза, она стала камертоном для моих
выступлений. Я даже сказал Наталье Дмитриевне: «Знаете, Борис Захава, ректор
Щукинского училища, в котором я учился, поставил бы вам за эту подсказку зачет
по режиссуре…» После всех разговоров возникла
мысль сделать на основе «Ивана Денисовича» спектакль. В его подготовке
незадолго до своей кончины успел принять участие выдающийся сценограф Давид
Боровский. Потом с этим спектаклем я пришел в театр «Практика». Вроде бы не
совсем по адресу. На этой «продвинутой» сцене исповедуют современную
драматургию, его аудиторию составляет молодежь, но «Один день Ивана Денисовича»
с успехом идет в театре уже который год. А кроме того, я, получив напутствие
самого Солженицына, который написал мне на титульном листе своей книги
«Александру Георгиевичу Филиппенко — попутного ветра!», объездил со спектаклем
пол-России. Приходит самая разная публика: интеллигенция, бабушки, внуки.
Всегда читаю — как будто в последний раз. Не аплодисментов, не криков «браво»
дожидаюсь — тут бы живу остаться. Это же великая книга, великая русская
классика. Она может либо раздавить, либо вознести… — И везде читаете полный
двухчасовой вариант, не щадя себя и зрителей? — Не скрою, были мысли сократить
спектакль. Мы садились вместе с Натальей Дмитриевной, пробовали убрать то один
абзац, то другой. Невозможно это сделать! У Солженицына так все крепко сбито,
подогнано, что если уберешь кусок в начале, то рифма не сойдется в финале. Видя
мои страдания, Наталья Дмитриевна однажды сказала: «А что вы напрасно
мучаетесь? Если вам нужна короткая, динамичная форма, возьмите «Крохотки». Я,
сказать по совести, на тот момент их не читал. Пришел домой, в тот же вечер
нашел «Крохотки» и сразу понял: это то, что нужно. — А как вы с Алексеем
Уткиным нашли друг друга? — А мы давно сотрудничаем.
Сделали однажды вместе литературно-музыкальную композицию «Триумф
художественного вкуса», в которой использовали стихи Пастернака, Левитанского,
прозу Зощенко, музыку Баха, Моцарта, Шостаковича. Думали, что бы сделать еще. А
тут — «Крохотки». Я к Алексею: есть такая задумка. Он мне в ответ: а мы с
ансамблем записали «Прелюдии» Шостаковича — Александр Исаевич и Дмитрий Дмитриевич
могут хорошо зазвучать вместе. Назавтра Алексей пришел со своими идеями, я — со
своими, так родилась программа. На прогон позвали Наталью
Дмитриевну. Она после представления, как водится, попросила внести уточнения,
коррективы. Потом были первые показы в Екатеринбурге, в Рязани — везде полные
залы. Зрители после концерта все как один встают, некоторые плачут — такая
мощная энергетика исходит от пронзительных текстов писателя, от музыки. Эти
«Крохотки» буквально с первой секунды требуют от зрителя колоссальной работы
ума и души. В них, по существу, заложены идеи для больших романов. Не случайно
в школе-студии МХАТ, где я делал один из первых прогонов для друзей и коллег,
ко мне после показа подошел студент и сказал: «Сейчас бы послушать это еще один
раз, чтобы почувствовать все скрытые глубины текста». — Между тем есть мнение,
наверняка вам хорошо известное, что Солженицын не столько великий писатель,
сколько великий гражданин, философ, историк, социолог… — На эту тему кто угодно может
говорить что угодно, но для меня Солженицын в первую очередь — великий
писатель, он продолжает традиции Достоевского, Толстого, Чехова. Я читаю со
сцены русскую классику уже более 50 лет — все началось еще в 1958 году, когда
исполнил «Гармонь» Александра Твардовского. С тех пор мною сыграны десятки
концертов, моноспектаклей, в которых звучали тексты Аверченко, Зощенко, Булгакова,
Салтыкова-Щедрина, Платонова, Довлатова…Но самые любимые мои спектакли — это
«Мертвые души» Гоголя и «Один день Ивана Денисовича» Солженицына. Всегда играю
их с огромным подъемом. Надеюсь, в этот ряд после московской премьеры встанут и
«Крохотки». Источник: Газета «Труд» www.trud.ruГений виден даже в «Крохотках»
URL: http://culture.ru/press-centre/10850?category=news)