Екатерина Фомина. «Прелюдия» для «Крохоток»

 Екатерина Фомина. «Прелюдия» для «Крохоток»

Екатерина Фомина

«Прелюдия» для «Крохоток»

Шостакович и Солженицын прозвучат вместе в Большом зале консерватории
(Новая газета. 2013. 6 декабря. № 137. URL: http://www.novayagazeta.ru/arts/61325.html)

 

На большую сцену впервые выходят «Крохотки» Александра Солженицына — уверенно, в сопровождении «Прелюдий» Дмитрия Шостаковича. Это — монолитная литературно-музыкальная композиция. Органичный синтез. В Большом зале консерватории 10 декабря, к 95-летию Александра Солженицына, прозвучит концерт «Отраженье в воде» — исполнять будет актер Александр Филиппенко с Государственным академическим камерным оркестром России.

Шостакович и Солженицын были знакомы, трепетно следили за творчеством друг друга. «Крохотки» и «Прелюдии» при жизни творцов никак не были связаны. Но в них было что-то общее, близкое по духу. Александр Филиппенко в творческом союзе с дирижером оркестра Алексеем Уткиным поняли это и соединили их — под покровительством Натальи Дмитриевны Солженицыной.

«Крохотки» — прозаические миниатюры, зарисовки и размышления. Солженицын, работая школьным учителем, восполнял жажду жизни поездками по средней России. Там они и рождались. Но в 50-е в печать их не пустил даже журнал «Семья и школа», разошлись в самиздате. За двадцать лет в изгнании Александр Исаевич не написал ни одной миниатюры. А по возвращении на родину они снова посыпались. «Очевидно, есть что-то необъяснимое в нашей природе, что служило ему толчком», — говорит Наталья Дмитриевна.

«Крохотки» написаны о другом времени, но актуально звучат и сегодня. И завтра будут. Они о человеке в трудной ситуации. «Это человеческие переживания зажатого обстоятельствами — не обязательно политическими», — подталкивает нас к пониманию Солженицына.

Связь между «Крохотками» и «Прелюдиями» установили звуки гобоя — играет Алексей Уткин. В гобое та степень глубины и пронзительности, которой обладают миниатюры. «Совместилось удивительным образом, получился синтез до содрогания души, — оценила самый строгий критик — Наталья Дмитриевна Солженицына. — Мы попадаем в сильное поле двух художников, которые никуда не ушли».

Первые выступления были на маленьких сценах — два года назад, в камерных залах. Там — комфортно. Хочется видеть глаза. И эту камерность хочется перенести в Большой зал консерватории. «Крохотки» обладают полиграфическим эффектом, считает Филиппенко, их надо читать наедине с собой, у торшера. Наталья Дмитриевна переживает: получится ли все в Москве. «Москва всегда спешит — не любит затихать… Им надо бежать — встреча, митинг». Впервые вживую «Отраженье в воде» Солженицына услышала в рязанской филармонии. «Когда концерт кончился, тишина продолжилась — сильнейшее переживание, в которое вовлечен весь зал», — вспоминает.

«Отраженье» показывали в разных городах страны, доехало даже до закрытых уральских. Продюсер проекта Илья Норштейн говорит: «Эти выступления вне коммерции, идеи здесь лежат в другой сфере».

Значение концерта сформулировала Наталья Дмитриевна Солженицына: «Он нужен, чтобы мы дольше оставались с предназначением, с которым родились, — быть людьми».