Екатерина Фомина. «Прелюдия» для «Крохоток»
Екатерина Фомина На большую сцену впервые выходят
«Крохотки» Александра Солженицына — уверенно, в сопровождении «Прелюдий»
Дмитрия Шостаковича. Это — монолитная литературно-музыкальная композиция.
Органичный синтез. В Большом зале консерватории 10 декабря, к 95-летию
Александра Солженицына, прозвучит концерт «Отраженье в воде» — исполнять будет
актер Александр Филиппенко с Государственным академическим камерным оркестром
России. Шостакович и Солженицын были
знакомы, трепетно следили за творчеством друг друга. «Крохотки» и «Прелюдии»
при жизни творцов никак не были связаны. Но в них было что-то общее, близкое по
духу. Александр Филиппенко в творческом союзе с дирижером оркестра Алексеем
Уткиным поняли это и соединили их — под покровительством Натальи Дмитриевны
Солженицыной. «Крохотки» — прозаические
миниатюры, зарисовки и размышления. Солженицын, работая школьным учителем,
восполнял жажду жизни поездками по средней России. Там они и рождались. Но в
50-е в печать их не пустил даже журнал «Семья и школа», разошлись в самиздате.
За двадцать лет в изгнании Александр Исаевич не написал ни одной миниатюры. А
по возвращении на родину они снова посыпались. «Очевидно, есть что-то
необъяснимое в нашей природе, что служило ему толчком», — говорит Наталья Дмитриевна. «Крохотки» написаны о другом
времени, но актуально звучат и сегодня. И завтра будут. Они о человеке в
трудной ситуации. «Это человеческие переживания зажатого обстоятельствами — не
обязательно политическими», — подталкивает нас к пониманию Солженицына. Связь между «Крохотками» и
«Прелюдиями» установили звуки гобоя — играет Алексей Уткин. В гобое та степень
глубины и пронзительности, которой обладают миниатюры. «Совместилось
удивительным образом, получился синтез до содрогания души, — оценила самый
строгий критик — Наталья Дмитриевна Солженицына. — Мы попадаем в сильное
поле двух художников, которые никуда не ушли». Первые выступления были на
маленьких сценах — два года назад, в камерных залах. Там — комфортно. Хочется
видеть глаза. И эту камерность хочется перенести в Большой зал консерватории.
«Крохотки» обладают полиграфическим эффектом, считает Филиппенко, их надо
читать наедине с собой, у торшера. Наталья Дмитриевна переживает: получится ли
все в Москве. «Москва всегда спешит — не любит затихать… Им надо бежать —
встреча, митинг». Впервые вживую «Отраженье в воде» Солженицына услышала в
рязанской филармонии. «Когда концерт кончился, тишина продолжилась — сильнейшее
переживание, в которое вовлечен весь зал», — вспоминает. «Отраженье» показывали в разных городах
страны, доехало даже до закрытых уральских. Продюсер проекта Илья Норштейн
говорит: «Эти выступления вне коммерции, идеи здесь лежат в другой сфере». Значение концерта сформулировала
Наталья Дмитриевна Солженицына: «Он нужен, чтобы мы дольше оставались с
предназначением, с которым родились, — быть людьми».«Прелюдия» для «Крохоток»
Шостакович и Солженицын прозвучат вместе в Большом зале консерватории