Ольга Кабанова. Из-под глыб предубеждений
Ольга Кабанова «Александр Солженицын: Из-под
глыб» в Пушкинском музее — больше, чем отлично сделанная выставка рукописей,
предметов и документов. Ее можно считать важным общественным событием. Выставка, задуманная как
юбилейная, к 95‑летию писателя, рассеяла предварительные опасения — никакой
скуки, неизбежной при чествовании по случаю, никакой экспозиционной рутины.
Причин этому, можно предположить, три — отличная работа авторов экспозиции,
энергия деятельной вдовы писателя Наталии Дмитриевны и перемена общественного
отношения к самому Солженицыну. Он вновь воспринимается не только как
признанный, уважаемый, но слишком морализирующий писатель из обязательной
школьной программы, но и как герой, противостоявший всесильной государственной
машине. Во всяком случае, вынесенная в
экспозицию цитата из нобелевской лекции: «Простой шаг простого мужественного
человека: не участвовать во лжи, не поддерживать ложных действий! Пусть это
приходит в мир и даже царит в мире — но не через меня» —кажется своевременным и
важным советом-утешением, а не набившим оскомину от бессмысленного повторения
призывом жить не по лжи. Правда, продолжение высказывания смущает: «Писателям
же и художникам доступно большее: победить ложь. Уже в борьбе-то с ложью
искусство всегда побеждало, всегда побеждает! — зримо, неопровержимо для всех!
Против многого в мире может выстоять ложь — но только не против искусства».
Поскольку люди искусства теперь редко вступают в борьбу с ложью, проверить
верность утверждения трудно. Открытая в небольшом зале
Пушкинского музея документальная выставка о Солженицыне считается первым
представлением в России его архива (в 2011 г. его показывали в Женеве).
Действительно, здесь присутствуют оригиналы его рукописей, и это есть самая
важная, самая впечатляющая часть экспонатов. Никакие светящиеся панели, на которых
сменяются фотографии писателя и его высказывания, ни полосатая арестантская
роба и случаем сохранившийся черствый кусок тюремного хлеба, ни шкафы с
изданными на разных языках мира произведениями Солженицына не дают такого
зримого представления о его титаническом и даже потому героическом труде, как
стопки листов, исписанных очень мелким, экономным, аккуратным почерком.
Думаешь, сколько же сил требовалось, чтобы просто физически написать все, что
он написал. Причем многое в условиях для писательского труда, мягко говоря, не
комфортных. Так что написанный шариковой
ручкой массив «Красного Колеса» впечатляет, как монумент: «Август
Четырнадцатого» — 496 листов, «Октябрь Шестнадцатого» — 487 листов, «Март
Семнадцатого» — 1741 лист, «Апрель Семнадцатого» — 808 листов. И это только
последняя редакция, без черновиков и подготовительного материала. Выставку Солженицына
сопровождают офорты из библейского и евангельского циклов Рембрандта,
художника, которого, как говорит Наталия Солженицына, ее муж, заочно учившийся
в Институте философии, литературы и истории, особенно ценил и понимал. И
кажется, что офорты выставке подходят именно по сходству характеров художника и
писателя, не боявшихся ставить перед собой грандиозные задачи. Выставка начинается с первых,
детских, писательских опытов Солженицына — рукописи рассказов, конспекты по
русской истории. Глядя на эти старые тетрадные листы, исписанные так же
экономно, как рукописи знаменитых романов, отчетливо понимаешь, насколько
изначально цельным и готовым к воплощению больших замыслов был этот человек,
переживший войну, тюрьму, изгнание, признание, славу и — в последние годы — равнодушие
уставшего от поучений общества. Выставка в Пушкинском заставляет с равнодушием
покончить.Из-под глыб предубеждений
Фото С. Портер