Наталья Солженицына, Илья Луданов, Максим Зайцев. Наталья Солженицына провела экскурсию по выставке «Из-под глыб»
Наталья Солженицына, Экспозиция приурочена к 95-летию
со дня рождения автора «Архипелага ГУЛАГа». — А вот этот хлеб — ареста 1974
года, а не 1945. Его арестовали после издания «Архипелага». В музее изобразительных искусств
имени Пушкина редкий день. По выставке «Из-под глыб», приуроченной к 95-летию
со дня рождения Александра Солженицына, ведет экскурсию его верная спутница и
помощник писателя — Наталья Дмитриевна. Она прошла с ним череду многолетних
испытаний: изгнание из страны, жизнь в эмиграции, триумфальное возвращение.
Сегодня рассказывает о личных вещах и редких фотографиях автора «Архипелага
ГУЛАГа». Лагерная телогрейка и фрак с церемонии вручения Нобелевской премии.
Карандаши, которыми Солженицын писал в заключении бисерным почерком, чтобы
листы не нашли при обысках. Эти рукописи главное достояние выставки. В витринах
— автографы нескольких романов — уникальные документы отдельной творческой
биографии и целой эпохи. Илья Луданов, корреспондент: — Я понимаю, что здесь, мягко
говоря, не все, что можно было представить. Можно сказать, какая это часть, что
еще драгоценного не удалось, что еще ждет своих выставочных залов? Наталья Солженицына,
организатор выставки: — Жизнь у Солженицына была
такая, что конечно, очень много потеряно. Но многое и сохранилось. Мы
попытались представить рукописи как пунктир его жизни. Потому как его жизнь и
его работы были связаны неразрывно. Поэтому те рукописи, которые сохранились,
они представляют в таком равномерном пунктире всю его жизнь. Некоторые
рукописи, правда, это не рукописи, а машинописи, но авторские машинописи. И они
на правах рукописи. Потому что он был так наивен, как и все мы, что думал, что
если рукопись написанную почерком написанную, то легче определить, кто ее
написал, что конечно ошибка. Не ошибка, а наивность. Я должна сказать, что из
всех периодов жизни самое главное, что у нас есть, мы представили. Эти рукописи
прожигают. Когда люди касаются их, из них как бы бьет такая энергетика и такое
пламя, что оно завлекает людей. Илья Луданов, корреспондент: — Я хотел спросить про рукописи
еще. Там представлены: «В круге первом», «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо» и
«Раковый корпус». Но ты смотришь, и нет пометок, нет зачеркиваний. Это какая
версия? Наталья Солженицына,
организатор выставки: — Разных вещей разная. «В круге
первом» это вообще машинопись на правах рукописи. Он сжег первые две редакции,
это третья редакция, но сейчас она первая. «Раковый корпус» это первая редакция
и там очень много поправок. «Архипелаг ГУЛАГ» он вообще весь в поправках, в
перестановках, в вычеркиваниях, добавках. Там сделан тачскрин, можно
посмотреть, как это сделано. «Красное Колесо» — это предпоследняя редакция.
Тоже там много правок, но меньше, пожалуй, потому что очень большая работа
предшествовала этой редакции, но и после нее еще были машинописные и другие
редакции. Он большой-большой был труженик и изучал огромное количество
материала.
Илья Луданов,
Максим ЗайцевНаталья Солженицына провела экскурсию
по выставке «Из-под глыб»