В Музее-квартире Солженицына на Тверской прошла встреча с создателями спектакля "Красное Колесо" Борисом Морозовым и Борисом Любимовым
10 сентября 2019 года в рамках семинара "Труды и дни Александра Солженицына" в Музее-квартире писателя на Тверской прошла встреча с создателями спектакля "Красное Колесо" Борисом Афанасьевичем Морозовым, главным режиссером Театра Российской армии, и Борисом Николаевичем Любимовым, ректором Высшего театрального училища им. Щепкина.
В начале беседы ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья Александра Никифорова, проводившая встречу, поделилась впечатлениями о постановке в Театре Российской армии, назвав её "глубокой и размыслительной" и попросила объяснить, как удалось так удачно вместить жанр сложнейшей и объемной эпопеи в краткий спектакль. Выступавший первым режиссер Борис Афанасьевич Морозов поблагодарил за высокую оценку и рассказал о своем пути к "Красному Колесу". Он подчеркнул, что, наблюдая за неизменно потрясенными зрителями, убедился: это больше, чем просто репертуарный спектакль. Для создателя было важно передать энергию, которая заложена в истории, потому что роман звучит очень современно. Спектакль (а он был сыгран уже 18 раз) становится все более и более острым, "воспаленным" прикосновением к сегодняшнему дню.
Борис Афанасьевич рассказал о своих многочисленных встречах с Солженицыным. Томик пьес Александра Исаевича принес Борис Любимов, и почти случайное знакомство с творчеством писателя началось с удивления — и привело к постановке "Пира победителей" на сцене Малого театра в 1995 году. Писатель серьезно наблюдал за подбором артистов для ролей, присутствовал на репетициях и прогонах, был тактичен и благодарен, очень эмоционально откликнулся на премьеру.
А путь к "Красному "Колесу" занял ещё долгих 23 года. Гений Солженицына и невероятный объем эпопеи вкупе с нетривиальной композицией требовали неспешного размышления и колоссального труда.
Во время спектакля зрители сидят большим кругом прямо на сцене, а внутри, в малом кругу, происходит действие. Борис Афанасьевич признался, что идея превращения сцены в зрительный зал вначале не вызвала энтузиазма у актеров Но вскоре коллеги поддержали режиссера и в процессе репетиций прониклись замыслом.
По мнению Морозова, для рецепции "Пира победителей" и "Красного Колеса" не достаточно рационального анализа. В спектакль вошли наиболее важные и эмоционально напряженные моменты эпопеи: линия Парвуса, убийство Столыпина, отречение Николая Второго, частная жизнь Ленина и многое другое.
Литературным консультантом спектакля стал ректор Высшего театрального училища им. Щепкина Борис Николаевич Любимов, а его дочь Ольга написала сценарий. Борис Николаевич рассказал об особенностях исторического повествования у Солженицына, о глубоком и человечном восприятии им ключевых исторических фигур. Любимов заметил, что сам Александр Исаевич тонко чувствовал и любил театр, несмотря на то, что в силу сложных жизненных обстоятельств в молодости ему не довелось увидеть большинства лучших столичных спектаклей. По мнению Любимова, путь Солженицына складывался так, что он все время двигался вперед наперекор судьбе: не должен был родиться после смерти отца, в страшнейшую эпоху гражданской войны, но родился; не должен был вернуться с Великой Отечественной, но вернулся; не должен был выжить в лагере, но выжил; не должен был вернуться из ссылки (предполагалась, что она вечная), но вернулся; не должен был выиграть битву с раком, но выиграл её... Борис Николаевич подчеркнул, что список удивительных событий можно продолжать до сегодняшнего дня, и постановка "Красного Колеса" на московской сцене, безусловно в него входит.
Заседание семинара продолжилось оживленной дискуссией, и в завершение Наталия Дмитриевна Солженицына сердечно поблагодарила гостей и всех присутствующих за беседу.
Присоединяйтесь к нам в соцсетях, там можно посмотреть запись трансляции семинара в Музее-квартире 10 сентября:
https://vk.com/alexandrsolzhenitsin
https://www.facebook.com/alexandrsolzhenitsinmuseum/
Фото: Александра Никифорова и Марина Авдеева