Наталия Солженицына. На смерть Арины

Наталия Солженицына

На смерть Арины

6 августа 2021

Ушла Арина, родной, дорогой друг. Больше полувека мы делились горем и счастьем, с избытком наполнявшими и ее, и мою жизнь. Наша близость началась в январе 1967-го, после второго ареста Алика Гинзбурга (за составление «Белой книги» по делу Синявского-Даниэля). Арина тогда была невестой Алика, его арестовали за 5 дней до формального бракосочетания. Ее тут же уволили из МГУ «как жену антисоветчика Гинзбурга». Но категорически отказывались пускать на свидания в мордовском лагере, где он отбывал 5летний срок, как «не-жену». Тем не менее Арине удалось стать центром связи с Аликом, «узлом», через который в оба конца шла информация и реальная помощь многим его солагерникам. В декабре 1968-го зэки 17го лагпункта в поселке «Озёрный» передали Александру Исаевичу через Арину поздравительную открытку с подписями — к его 60летию. Ниже публикую его ответ.

А дальше — голодовкой Алика, поддержанной лагерными товарищами, одержана была победа, власти отступили и 21 августа 1969 состоялась лагерная свадьба, праздновали ее не только за проволокой, но и друзья повсюду на воле.

А дальше — после отбытия срока трудная и счастливая жизнь, рождение двух сыновей, дорогих моих крестников, работа в солженицынском Фонде помощи политзаключенным, который возглавил Александр Гинзбург.

А еще дальше — третий арест (1977), и тогда уже Арина становится во главе Фонда, заместив мужа.

И еще долгое, долгое «дальше».

Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи…

——————

А.И. Солженицын — И.С. Жолковской (Гинзбург)

19.12.68

Дорогая Ирина!

Ваше и Ваших друзей поздравление — из самых растравных и дорогих. Еще бы мне не представить тех нар, где эти подписи собирались и той утайки, как вывозилась открытка! Когда будет случай — передайте мужу и его друзьям, что я всех их обнимаю, постоянно их помню и уверен, что жертвы и страдания их не канут зря. Пожелал бы им неизменной твердости — да ведь она у них и есть.

Так отвечу тем же, как Вы мне: храни Вас всех Господь!

Восхищает меня и Ваше поведение притюремной невесты.

Всего Вам доброго!

А. Солженицын