Клуб полезного досуга для учителей в Доме русского зарубежья и Музее-квартире А. Солженицына

 Скачать

Клуб полезного досуга для учителей, организованный Корпоративным университетом московского образования открылся 20 декабря 2022 года. Главная задача клуба – организация полезного досуга педагогов. Также центр занимается созданием условий для профессионального и личностного роста и предоставлением площадок для обмена опытом.

Одной из таких площадок, принявшей участие в работе Клуба, в феврале 2023 года стал Музей-квартира Александра Солженицына. Для педагогов 1 и 2 февраля были проведены экскурсии по экспозиции музея. После осмотра экспозиции старший научный сотрудник Юлия Андреевна Рябцева рассказала о методике преподавания творчества А. Солженицына в школе. Педагоги узнали о том, как можно использовать широкий инструментарий музейной деятельности, чтобы не только познакомить обучающихся с личностью и творческим наследием русского писателя, нобелевского лауреата по литературе, но и заинтересовать обучающихся, пробудить в них научно-познавательную активность, стимулировать творческую деятельность. 
Приведем отзыв учителя истории и обществознания Школы №1566 памяти Героев Сталинградской битвы Татьяны Викторовны Раенко: 
«Мы очень рады и благодарны организаторам за сегодняшнюю встречу, за варианты, которые нам предложили в работе. У нас есть и свое видение на новые проекты, и мы думаем, что откликнутся и работники музея».  [цитата взята с сайта Корпоративного университета московского образования]
Апрельская встреча с Н.Д. Солженицыной стала завершающей в череде солженицынских мероприятий Клуба полезного досуга. Наталия Дмитриевна рассказала о судьбе А.И. Солженицына, прожившего, как говорила А.А. Ахматова, «не календарный, а настоящий Двадцатый век». Учителя узнали много нового не только о Солженицыне-писателе, но и педагоге, страстно любившем свое дело. 
Александр Исаевич в годы казахстанской ссылки (1953–1956) «захлебнулся преподаванием»1, с радостью проводил дополнительные занятия, вел фотокружок, читал курс астрономии, а в годы жизни на «Матренином дворе» (1956–1957), уже после освобождения и полной реабилитации, организовал кружок по прикладной математике, рассказывал о великих ученых мира и их открытиях; ученики Солженицына сами мастерили различные приборы. 
В ходе лекции были развенчаны расхожие мифы о писателе. По окончании лекционной части педагоги проявили искренний интерес к творческому наследию Солженицына: они оживленно задавали вопросы с целью углубления знаний о личности и художественном мире писателя. На встрече присутствовали ученики московских школ, многие из них уже были знакомы с рассказами Солженицына. Так, ученица школы №1520 им. Капцовых спросила о природе праведности главной героини рассказа «Матренин двор». 


  1 Собрание сочинений: В 30 т. Т. 6. Архипелаг ГУЛАГ: Опыт художеств. исслед., 1918–1956. Ч. 5–7 / Ред.-сост. Н. Солженицына. – М.: Время, 2010. С. 379.



Встреча педагогов в Музее-квартире А. Солженицына. Слева – Д.А. Рубцов, заведующий музеем. Справа – Д.В. Топилина, хранитель музейных предметов



Экскурсии для учителей



Встреча Н.Д. Солженицыной с педагогами в Доме русского зарубежья им. А. Солженицына


Педагоги на лекции Н.Д. Солженицыной