К столетию со дня рождения Виктора Петровича Астафьева (1924–2001)
В Музее-квартире Александра Солженицына на Тверской 22 мая 2024 года прошло заседание семинара, посвященное юбилею классика, «бесстрашного солдата литературы»1 В.П. Астафьева.
Солженицын пытался проникнуть в творческий замысел Астафьева через ткань художественного произведения, вступить с ним в диалог, чтобы выяснить, насколько писателю удалось выполнить поставленную задачу. Александр Исаевич особенно отметил богатство и выразительность языковой личности автора: «Язык Астафьева так же самороден и стихиен, как и сам он, как и вся его жизнь. Он пишет беспритязно, он не выбирает, не припоминает слов, они сами живорождённые выныривают к нему, как безошибочно ожидаемые им рыбины — и приходятся к месту»3.
Предлагаем ознакомиться с полным текстом очерка, опубликованным в первом выпуске альманаха «Солженицынские тетради» (URL: https://www.solzhenitsyn.ru/proizvedeniya/literaturnaya_kollekziya/Solzhenitsyn_A.I.-Victor_Astafiev...)
В 2009 году Литературная премия Александра Солженицына была посмертно присуждена Виктору Петровичу Астафьеву — «писателю мирового масштаба, бесстрашному солдату литературы, искавшему свет и добро в изувеченных судьбах природы и человека»4.
Изучение и анализ множественных сближений и пересечений в поэтике писателей представляется перспективной темой для современных исследований. Будем рады, если эта тема еще не раз прозвучит на заседаниях семинара «Труды и дни Александра Солженицына».
Доклад представила Нэлли Михайловна Щедрина, д.ф.н., профессор Московского государственного областного университета. Исследовательница творчества Астафьева и Солженицына рассказала о множественных пересечениях в судьбах писателей и в их взгляде на мир.
Общей темой произведений двух художников является народная жизнь. Писателей волновали судьбы простых людей, оказавшихся в сложных исторических обстоятельствах перед лицом проблем не только государственных, но и личных. Героев повести «Пастух и пастушка» (1967), романа «Печальный детектив» (1986) Астафьева и рассказа «Один день Ивана Денисовича» (1959), повести «Раковый корпус» (1963) Солженицына объединяют такие качества, как доброта, отзывчивость, трудолюбие, честь, милосердие, умение сопереживать и помогать ближнему, оставаясь человеком и сохраняя личное достоинство в самых невыносимых и тяжелых обстоятельствах.
Первый очерк о прозе Астафьева Солженицын написал в 1997 году (полный текст опубликован в 2012 году в альманахе «Солженицынские тетради»). Началу публикации «Литературной коллекции» в журнале «Новый мир» Александр Исаевич предпослал небольшое предисловие без названия (в оригинале над этим текстом карандашная надпись рукой автора: «Объяснение»), где говорит о своих записях: «Я делал это — для себя, без мысли о печатании. Но видя… как ныне выглаживается память о многих примечательных наших книгах, — я склонился напечатать иные из этих заметок, однако уже ничего не меняя в них»2.
_______________________________________
1 https://www.solzhenitsyn.ru/litpremiya/laureate/?ELEMENT_ID=279
2 Солженицын А.И. Из «Литературной коллекции» // Новый мир. 1997. № 1. С. 195.
3 Солженицынские тетради: Материалы и исследования: [альм.] / Дом рус. зарубежья им. А. Солженицына. Москва: Рус. путь, 2012. Вып. 1. С. 26.
4 https://www.solzhenitsyn.ru/litpremiya/laureate/?ELEMENT_ID=279