Елена Чуковская. Вернуть Солженицыну гражданство СССР
Елена Чуковская
Вернуть Солженицыну гражданство СССР
В феврале 1974 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лауреат Нобелевской премии писатель А.И. Солженицын лишён гражданства СССР по статье 64 Уголовного кодекса «за измену Родине». А.И. Солженицын был арестован у себя на квартире, отправлен в Лефортовскую тюрьму, там ему были объявлены статья и приговор. Специальным, самолётом он был вывезен за пределы своей страны. К этому моменту ему шёл 56‑й год.
Жизнь в России вместила учение в двух институтах, войну (о чём речь пойдёт ниже), 8 лет лагерей, ссылку, работу учителем математики в деревенской, а потом и в рязанской школе, литературное признание и каждодневный увлечённый и одухотворённый труд безо всяких скидок на угрожающие условия жизни, травлю, клевету, болезнь.
Несмотря на всё выпавшее на его долю, Солженицын прошёл свой путь на нашей земле как человек счастливый, глубоко убеждённый в нужности, неотвратимости перемен, за которые он и бился со всей мощью своего писательского дара и общественного темперамента.
Кстати, нашей сегодняшней
гласности он добивался ещё в 1969 году. Вот его слова в письме от 12 ноября
Чаша терпения руководства тех
лет переполнилась, когда в декабре.
Публикация «Архипелага» на Западе была ответом Солженицына на конфискацию его рукописи и гибель его помощницы.
Выход «Архипелага» всколыхнул нашу печать. Два месяца обличающие автора подвалы, грозные передовицы, возмущённые письма не прочитавших книгу граждан, профессиональные карикатуры Бор. Ефимова не сходили со столбцов газет. Потом последовали Указ о лишении гражданства и принудительная высылка автора крамольной книги. Недели через две после высылки А.И. Солженицына все его книги, изданные в нашей стране, и журнальные публикации рассказов были изъяты изо всех библиотек и сожжены.
А издано у нас к этому времени было немало. Читатели запомнили «Один день Ивана Денисовича», «Матрёнин двор (Не стоит село без праведника)», «Случай на станции Кречетовка», «Для пользы дела» и, наконец, «Захара-Калиту». Все эти вещи печатались в «Новом мире» при А.Т. Твардовском («Иван Денисович» ещё и в «Роман-газете», и в издательстве «Советский писатель»), большинство, в особенности «Иван Денисович», было восторженно принято прессой, однако…
История с конфискацией рукописи «Архипелага» была не первой в цепи насилий над архивом писателя.
11 сентября 1965 года на
квартире лиц, которым А.И. Солженицын доверил хранение своих рукописей,
был конфискован его роман «В круге первом», а также стихи («Сердце под
бушлатом») и пьесы, написанные ещё в лагере. Эта первая конфискация архива
послужила началом травли Солженицына, привела к его исключению из Союза писателей
СССР (октябрь
Может возникнуть вопрос: зачем вспоминать всё это сейчас, когда имя Солженицына без бранных эпитетов начало появляться в нашей печати, когда, как мне говорили, «Новый мир» хочет напечатать «Раковый корпус»?
Мы же признали, что Солженицын написал нечто ценное, мы даже согласны эти культурные ценности взять себе, Так и быть, мы воспользуемся результатами его труда, плодами его растоптанной жизни. А он пусть будет нам за это благодарен, пусть будет счастлив, что Родина вспомнила о своем сыне.
«Искусство принадлежит народу» — вот лозунг, который мы видим с детства, и он отпечатался у нас на сетчатке глаз. Судьбы лучших наших писателей, артистов, ученых настоятельно требуют внедрить в сознание поколений ещё один лозунг: «Творцы подлинного искусства (и науки) — это великая ценность любого цивилизованного народа».
А мы топчем ногами свои великие ценности, оплёвываем их, даже уничтожаем, а потом удивляемся — куда девались доброта, милосердие, чувство собственного достоинства, нравственность, уважение к труду, а значит, и умение трудиться.
Поэтому вместо просьбы о разрешении на публикацию «Ракового корпуса» Солженицыну надо прежде всего сообщить об отмене несправедливого приговора, обвиняющего его в измене Родине. Ему нужно возвратить гражданство СССР. Только после этого станут уместны публикации его книг и их критическое осмысление на страницах наших газет и журналов.
В подтверждение неотъемлемого права А.И. Солженицына на гражданство СССР (если вообще нужны такие подтверждения человеку, родившемуся в этой стране и прошедшему вместе с народом все нелёгкие перипетии судьбы своего поколения) приведу строки из его реабилитационного дела (Определение № 4 н-083/57 Верховного Суда Союза ССР от 6 февраля 1957 года):
«…Солженицын Александр Исаевич
рождения
Из материалов дела видно, что Солженицын в своём дневнике и в письмах к своему товарищу… высказывался против культа личности Сталина…
Из боевой характеристики на Солженицына… видно, что Солженицын с 1942 года до дня ареста, т.е. до февраля 1945 года, находился на фронтах Великой Отечественной войны, храбро сражался за Родину, неоднократно проявлял личный героизм и увлекал за собой личный состав подразделения, которым командовал. Подразделение Солженицына было лучшим в части по дисциплине и боевым действиям… Постановление Особого совещания при НКВД СССР от 7‑го июля 1945 года в отношении Солженицына Александра Исаевича отменить и дело о нём за отсутствием состава преступления… прекратить».
Итак, Солженицын храбро защищал свою страну, когда на неё напал Гитлер, в 30‑е годы он задумал роман «Люби революцию», в 40‑е осудил сталинизм, в 60‑е потребовал гласности. На протяжении жизни менялись его взгляды, накапливался горький жизненный опыт, окреп писательский талант.
Пора прекратить затянувшуюся распрю с замечательным сыном России, офицером Советской Армии, кавалером боевых орденов, узником лагерей, рязанским учителем, всемирно-знаменитым русским писателем Александром Солженицыным и задуматься над примером его поучительной жизни и над его книгами.