Алексей Мазур. Уроки 15 лет
Алексей Мазур За прошедшие пятнадцать
лет мы так и не приобрели никакого позитивного опыта в деле государственного
строительства. Те язвы, о которых писал Солженицын только обострились,
опасности, которые он предрекал — реализовались. Не возникло доверия между
властью и народом, не появилось единство нации, мы так и не научились
демократическим методам управления, зато впитали в себя, как губка, все пороки
западной поп-культуры и свободы нравов. Эти пятнадцать лет можно считать
совершенно потерянными, ведущими нас к распаду и разложению, если не вынести из
них нескольких важных уроков. Первый урок — это научиться
читать тексты, подобные солженицынской «Как нам обустроить Россию?» и понимать,
что хочет сказать автор, что именно он пытается до нас донести. Ведь Александр
Солженицын дал в этой статье квинтэссенцию того опыта, который вынесла и
выстрадала российская эмиграция разных поколений, которая куда лучше нашего
знала, что такое Россия настоящая и как мало в ней осталось от самой себя через
70 лет коммунистического эксперимента. Нам, знатокам новых веяний и
популярных моделей государственного и общественного устройства казалось (а
многим и до сих пор кажется), что все дело только в наиболее удачной форме
политического и экономического устройства, надо мол, выбрать модель получше и все
наладится само собой. Однако, жизнь редко удается уложить в какую либо модель и
попытки уложить Россию в прокрустово ложе той или иной идеологии приводили к
отрубанию у нее тех или иных частей тела. В результате либерализации
оказалось, что вместо «невидимой руки» рынка у нас в экономике стали заправлять
волосатые руки олигархов и коррумпированных чиновников, что место элементов
гражданского общества у нас заняли организованные преступные группировки, что
выборы превратились в способ обмана. И в этом второй урок пятнадцати
лет. Нельзя в России (да и пожалуй, нигде в мире), применять теории для людей
ВООБЩЕ. Каждая теория должна отталкиваться от конкретных людей, от Васи из
деревни, от черт его характера, от его отношения к жизни, способа размышления и
принятия решений. Не поняв Васи-тракториста нельзя применять никакой новомодной
теории, сколь бы прогрессивной она не была. Нельзя считать Васю
машинкой-калькулятором, точно подсчитывающей свою выгоду от того или иного поступка.
Нельзя наделять Васю гражданскими достоинствами, о которых он даже не подозревает.
Нельзя верить в его особую «ментальность» и «исконность» и надеяться что нежданная
свобода вдруг разовьет в нем самые лучшие черты. Третий урок пятнадцати лет
состоит в том, что настоящая политика, та политика, которая определяет черты
страны на десятки лет вперед не делается в коридорах власти или на баррикадах.
Там она только принимает свои окончательные формы. Настоящая политика делается
глубоким осмыслением и коллективным поиском решения проблем. И в этом долг тех
остатков интеллигенции, которые еще не стали на службу новым хозяевам жизни или
не ушли в эмиграцию внешнюю или внутреннюю, сбежав от проблем России, перестав
быть ее частью. Перечитывая сегодня Солженицына
не раз ловил себя на мысли — «Так это же все уже было придумано и написано! Все
ответы существовали уже тогда — 15 лет назад! Это мы были слепы и глухи и
неспособны услышать!». Тогда с Солженицыным были не
согласны почти все. «Патриоты» — потому что Солженицын говорил — не надо
удерживать окраины. А от некоторых так и сами освободиться. «Демократы» — потому что
Солженицын ставил под сомнение абсолютность демократии, критиковал всеобщее
избирательное право и партийную систему. Коммунисты — потому что Солженицын
не соглашался на «консенсус» — мол, давайте забудем, все ж быльем поросло. Не
соглашался «забыть» ГУЛАГ, ЧКГБ и другие «великие переломы». Сегодня я согласен практически с
каждым словом Солженицына. И когда вдруг читаю что-то, с чем не согласен,
перечитываю и пытаюсь понять, и сомневаюсь в первую очередь в себе. И все же скажу, в чем я не
согласен в статье Солженицына. Речь идет не об оценках и не о
диагнозе — он великолепно подтвердился. Речь идет об одном из
предлагаемых рецептов. Солженицын предлагает в свое
статье строительство новых органов власти Российского Союза снизу — через
земства. Солженицын пишет, что прямая демократия со скоротечными выборами, при
голосовании за малознакомых кандидатов даст «кривизну» представительства, что
нужна многоступенчатая система власти. И предлагает формировать ее через
земства. От малых форм самоуправления выделять наверх представителей, которые
сформируют региональные органы власти, а уже от них — представителей в федеральные. Солженицын очень верно пишет о
желательности представительства граждан по принципу общности профессии — через
«сословное» представительство. И очень важная мысль — о необходимости
вовлечения во власть людей, пользующихся моральным авторитетом. В чем мое несогласие? Солженицын
абсолютно верно обозначил проблемы. Но он, пятнадцать лет назад из заграницы
еще не знал того, чего знаю сегодня я со своим пятнадцатилетним негативным
политтехнологическим опытом. Он не знал еще степени моральной
катастрофы, он не знал насколько мы, русские, УЖЕ НЕ НАРОД. Он надеялся еще на
малые формы самоуправления, я же сегодня с прискорбием ЗНАЮ — они не работают.
Пропасть между населением (которое так и не стало народом) и властью проходит
на самом низком уровне. И эту пропасть не может преодолеть ни закон о местном
самоуправлении, ни избирательное законодательство. Увы, при таких обстоятельствах
земство, или местное самоуправление, не может стать фундаментом для новой
российской государственности. Построение этого фундамента и
есть задача будущих политических поколений.
Уроки 15 лет
со дня выхода
статьи А.И. Солженицына «Как нам обустроить Россию? Посильные соображения»;
http://www.mazur.ru/mazur/NRK/11%20sept/tezis3.htm)