Павел Спиваковский. Матрёнин двор
Павел Спиваковский «МАТРЁНИН ДВОР» — рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани.
Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника»;
окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским.
По требованию редакции, время действия было перенесено из 1956 в 1953, из-за
чего начало повествования стало иным. При последующих изданиях автор вернулся к
первому варианту текста, сохранив, однако, новое название. После публикации
(«Новый мир», 1963, № 1) рассказ подвергся нападкам в советской прессе. В
частности, А.И. Солженицына упрекали за то, что он не показал жизнь соседнего
зажиточного колхоза, председатель которого — Герой Социалистического Труда.
Критики не заметили, что этот председатель упоминается — как организатор
уничтожения леса и спекулянт. Это произведение построено на
автобиографическом материале. Солженицын в описываемое время снимал угол в доме
Матрены Васильевны Захаровой (в рассказе Григорьевой) в деревне Мильцево (в
рассказе Тальново) Курловского района Владимирской области и точно воссоздал
подробности жизни и смерти своей героини, а также особенности местного
диалекта. Благодаря многообразному и объективному отражению жизни деревни
рассказ стал одним из истоков «деревенской прозы». «Матрёнин двор» сочетает черты
художественного очерка, рассказа романного типа и даже элементы жития. Рассказ окрашен в мистические
тона. Злое, демоническое начало в наибольшей степени проявляется здесь в образе
Фаддея Григорьева, бывшего жениха Матрены, одержимого жаждой мести и корыстью.
Смерть ее детей, по мнению всех в деревне, вызвана «порчей», а давняя угроза
Фаддея убить Матрену за то, что она не стала его женой, вдруг, через 40 лет, по
словам рассказчика, «ударила-таки». Матрена гибнет, после того, как у нее
украли котелок со святой водой и она, не имея возможности причащаться в слишком
далеком от ее деревни храме, оказывается беззащитной перед силами зла.
Предвестием катастрофы оказывается разрушение замкнутого пространства ее дома:
Фаддей добивается, чтобы она отдала еще при жизни бревна от горницы, завещанные
ею дочери Фаддея Кире (на эту горницу, по словам рассказчика, «легло проклятие
с тех пор, как руки Фаддея ухватились ее ломать»). После гибели Матрены ее тело
превращается в кровавое месиво, однако лицо сельской праведницы, «больше живое,
чем мертвое», а также чудом уцелевшая правая рука свидетельствуют об особой
отмеченности героини Богом («Ручку-то правую оставил ей Господь. Там будет Богу
молиться…», — говорит одна из женщин). Для художественного метода Солженицына
принципиально важно то, что все мотивы, связанные с «вертикальным»,
метафизическим восприятием бытия, взяты автором из жизненной реальности, благодаря
чему они обретают особую онтологическую весомость. В центре проблематики рассказа —
мотивы неузнанного и непонятого праведника, а также нравственного разложения и
умирания русской деревни. Физически немощная и нищая Матрена оказалась тем
столпом, который удерживает окружающий ее мир от окончательного саморазрушения
из-за алчности и взаимного недоброжелательства. В свете этого
остродраматическая гибель праведницы осмысливается не только в рамках изображения
ее личной судьбы, но и как грозное предвестие надвигающейся катастрофы и для
города, и для села, и для всей России (ср. библейское предание о том, как Бог
соглашался пощадить Содом и Гоморру, если там найдутся хотя бы десять
праведников [Быт. 18, 32], однако их не нашлось). Лит.: Гордиенко Т.В. Особенности
языка и стиля рассказа А.И. Солженицына «Матрёнин двор» // Русская
словесность. 1997. № 3; Лалакин Н. Солженицын в Мильцеве // Отечество: краеведческий
альманах. М., 1991; Шнеерсон М.
Души праведные // Шнеерсон М. Александр Солженицын. Frankfurt/a.-M., 1984.
Матрёнин двор