Юрий Кублановский. Проза зримая, слышимая, обоняемая…
Юрий Кублановский Когда в начале 1990-х годов я спросил покойного
ныне разностороннего учёного и поэта С.С. Аверинцева про его отношение к солженицынскому
«Красному Колесу», он ответил уклончиво: «Солженицын — замечательный баталист».
И это тоже, разумеется, правда. Но тем более от Солженицына чаемо было нами
произведение именно о той войне, в которой он принял непосредственное участие,
— Великой Отечественной. Как писал он в своей ранней поэме «Дороженька»: «Я
ношу в себе заряд историка / И обязанности очевидца». Но «обязанности
очевидца» перво-наперво требовали писать о ГУЛАГе: освобождение России от
советской заразы очевидно бы затянулось без соответствующих книг Солженицына. А
«заряд историка» подталкивал к уяснению — как могла произойти революционная
катастрофа, почему русская цивилизация рухнула и была ли в том неизбежность. И,
только справившись с двумя этими капитальными задачами, уже вернувшись в
Россию, писатель вплотную занялся военной темой. В конце 1990-х из-под его пера
выходят два объёмных рассказа — «Желябугские Выселки» и «Адлиг Швенкиттен».
Напечатанные сначала в «Новом мире», в 2001 году они вышли отдельной книгой в
издательстве «Русский путь», но в читательскую толщу — по условиям нынешнего
времени — так и не сумели проникнуть. …А между тем именно они достойно завершают
отечественную прозу прошлого века, да и в целом, видимо, ждать новых
произведений на военную тему от писателей-фронтовиков более не приходится: с
культурной сцены сходят и они, и следовавшие за ними шестидесятники. Мы стоим
перед угрозой окончательного захвата литературного пространства постмодернистскими
конъюнктурщиками, которым слабосильно противостоят в основном эклектики. Тем
живительней ещё раз — может быть, напоследок — надышаться ключевым воздухом
русского реалистического рассказа. При чтении «Желябугских Выселок» трудно не
вспомнить Тютчева: От жизни той, что бушевала
здесь, От крови той, что здесь рекой
лилась, Что уцелело, что дошло до нас? Два-три кургана, видимых поднесь… Рассказ двучастный — военные «жизнь и кровь»
первой части, когда читателя за счёт непрестанного движения, развития действия
буквально затягивает в водоворот фронтовых боевых будней; и в контраст им —
мертвенная тишина части второй: жалкий быт разорённой русской деревни через пятьдесят
два года после тех военных событий. Война страшна, но почему-то оптимистична:
есть надежда, что после победы начнётся новая жизнь. А в части второй — полная
безнадёга: наша деревня — скопище одиноких, брошенных в нужду и нищету
стариков, бесправных, бессильных. Так за что ж проливали кровь и боролись? Изумляет, сколько же мелких подробностей
сохранила с военного времени солженицынская память: подробностей не только
зрительных — слуховых: «благородно хлюпающий крупный снаряд» — кому, кроме Солженицына,
под силу сказать такое? Проза зримая, слышимая, обоняемая. Но при массе
подробностей — это отнюдь не «натуральная школа». Описание здесь служит не
просто педантичному воспроизведению обстановки, но усилению образа и картины.
Часто наша «натуральная школа» грешила и грешит, я бы так сказал, бухгалтерской
отчётностью, не жалеющей читательских глаз и времени. Проза Солженицына —
экономна: много говорится, но не покидает ощущение, что ещё больше остаётся за
текстом. Она врезается в сознание не за счёт своей «массы», но благодаря точности
и незаменимости слова. «А вот и ландыши. Никому не нужные, не замечаемые.
Срываем по кисточке». Именно благодаря «кисточке» эти ландыши остаются в
памяти внимательного читателя навсегда. Или: «Застоялая, как годами не движимая
вода. От соседней яркой майской зелени она кажется синей себя». Какая
импрессионистическая поэзия! И образ бойкой девочки с красивым и нелепым именем
Искитея — безжалостно перемолотой жизнью в полубезжизненную старуху —
незабываем. Маленькая повесть «Адлиг Швенкиттен» — о боях в
Восточной Пруссии в январе 1945-го — настоящий шедевр позднего Солженицына, где
его литературное мастерство достигло предельной концентрации. С первых же
страниц и абзацев повествования проникает в читательскую душу чувство вéщей,
точней, зловещей тревоги — и так по нарастающей — вплоть до реквиемного финала.
Скупые предложения, частые абзацы; иногда проговариваемое понятно только
специалисту-артиллеристу, фронтовику; для непосвящённого же читателя это только
усиливает общую тревожную музыку. Бессмысленное, стратегически не мотивированное
выдвижение бригады в прусскую ночь, тогда как штабные отключили от себя связь,
расслабившись за горячим — со спиртным и бабами — ужином, бессмысленная гибель множества
лучших солдат и офицеров, сформировавшихся именно в годы войны во всей своей
внутренней мужественной самостоятельности, — таков сюжет повести. Но у неё —
мнится — гораздо большая глубина. И она — в ощущении обречённости лучшего перед
худшим. Чистое проигрывает нечистому, сильное проигрывает корыстному, крупное —
мелкому, храброе — опасливому. Лапидарная, но какая ёмкая проза! Прежде у
Солженицына в знаменателе всегда было некое подспудное… ликование: в
жертвенности добра он видел его метафизическую победу. Здесь — по-другому.
Герой повести майор Павел Боев мелькает ещё в «Желябугских Выселках» — это
оттуда запомнились нам его «на груди слева — два Красных Знамени, редко такое
встретишь» и — «голова у него какая-то некруглая, как бы чуть стёсанная по
бокам, отчего ещё добавляется твёрдости к подбородку и лбу». В «Адлиге» есть
портрет его тоже: «Майор был роста среднего, а голова удлинённая, и при
аккуратной короткой стрижке лицо выглядело как вытянутый прямоугольник, с
углами на теменах и на челюсти». И вновь: «На гимнастёрке его было
орденов-орденов, удивишься: два Красных Знамени, Александра Невского,
Отечественной войны да две Красных Звезды…» И вот, согласно приказу, Боев с бригадой
выдвинулся вперёд, никак не обеспеченный с тыла. Зловещее освещение: лучи
карманных фонариков, только выпавшие снега под луной, то и дело скрывающейся за
тучами. «Мутнела пасмурная ночь, прибелённая снегом. Висела отстоянная тишина».
Боеву 30, семь лет, «ещё с Хасана», он на войне. А его комбаты ещё моложе, им
по 20 с небольшим, они для него «сынки». Война — их единственная — по жизни —
профессия: она для них попросту труд, работа. И как всегда у Солженицына —
каждый персонаж не тень, не абрис, не функция, а во плоти живой человек:
заботливо и объёмно не ленится прозаик выписывать свои персонажи. От страницы к странице меняется лунное освещение,
в мрачной тишине нагнетается обстановка. Бригада Боева на заклании.
Можно бы отступить, спастись, но по советскому «кодексу» откат и на шаг —
преступление. Что-то будет? — замирает душа читателя. Наконец гнетущая тишина разряжается в атаку противника:
«Из смутного ночного брезга, из полного беззвучья — грянуло на 5-ю батарею
сразу от леса справа, но даже и не миномётами — а из трёх-четырёх
крупнокалиберных пулемётов — и почему-то только трассирующими пулями. Струями
удлинённых красных палочек, навесом понеслась предупреждающая смерть — редкий
случай увидеть её чуть раньше, чем тебя настигнет». Несравненны — в своей драматичной простоте —
последние абзацы эпилога повести «Адлиг Швенкиттен». Извлечения из них
невозможны: это единая прозаическая порода, сжатостью и силой сравнимая с
прозой Пушкина. Поэтому цитирую полностью. «2
февраля мы снова отбили и Либштадт, и восточнее, и разведка пушечной бригады
вошла в Адлиг Швенкиттен. Пушки двух погибших батарей стояли в прежней позиции
на краю деревни, но все казённые части, а где и стволы, были взорваны изнутри
тротиловыми шашками. Этого уже не восстановить. Между пушками и дальше к Адлигу
лежали неубранные трупы батарейцев, несколько десятков. Некоторых немцы добили
ножами: патроны берегли. Пошли
искать и Боева, и его комбатов. Несколько солдат и комбат Мягков лежали близ
Боева мёртвыми. И сам он, застреленный в переносицу и в челюсть, — лежал на
спине. Полушубок с него был снят, унесён, и валенки сняты, и шапки нет, и ещё
кто-то из немцев пожадился на его ордена, доложить успех: ножом так и вырезал
из гимнастёрки вкруговую всю группу орденов, на груди покойного запёкся ножевой
след. Похоронили
его — в Либштадте, на площади, где памятник Гинденбургу. Ещё на день
раньше командование пушечной бригады подало в штаб артиллерии армии наградной
список на орден Красного Знамени за операцию 27 января. Список возглавляли замполит
Выжлевский, начальник штаба Вересовой, начальник разведки бригады, ниже того
нашлись и Топлев, и Кандалинцев с Гусевым, и комбат-звуковик. Начальник
артиллерии армии, высокий, худощавый, жёсткий генерал-лейтенант, прекрасно
сознавал и свою опрометчивость, что разрешил так рано развёртывание в
оперативной пустоте ничем не защищённой тяжёлой пушечной бригады. Но тут — его взорвало.
Жирным косым крестом он зачеркнул всю бригадную верхушку во главе списка — и
приписал матерную резолюцию. Спустя
многие дни, уже в марте, подали наградную и на майора Боева — Отечественной
войны 1-й степени. Удовлетворили. Только ордена этого, золотенького, никто никогда
не видел — и сестра Прасковья не получила. Да и
много ли он добавлял к тем, что вырезали ножом?» Солженицын никогда не был пацифистом,
непротивленцем. Он — за «противление злу силой», даже и когда зло победило.
Проза писателя не разрыхляет, а закаляет характер читателя, укрепляет его в его
самостоянии и надежде. Декабрь 2003 г. Переделкино
Проза зримая, слышимая, обоняемая…
Опыт прочтения военных рассказов
Александра Солженицына
М.: Русский путь, 2005. С. 514–518)