Это и была моя реальная попытка возврата на родину
Двадцать лет назад
вышла статья Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию?» Сентябрь 1990 года.
Переговоры с «главным диссидентом ХХ века» успешно завершены. Многомиллионным
тиражом в СССР выходит брошюра Солженицына «Как нам обустроить Россию?».
Вермонтский отшельник начинает ее словами: «Часы коммунизма — своё отбили. Но
бетонная постройка его ещё не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не
расплющиться под его развалинами». Услышала ли Россия
Солженицына? Сбылись ли его пророчества? Сегодня в «РГ»
размышляют об этом философы и писатели. Александр Солженицын …В начале февраля 1990 я записал: «Каждый день, каждый
вечер и утро по-новому разбираю, перекладываю, гадаю: мой долг и мои
возможности по отношению к происходящим в России событиям. Ясно, что мое
разъяснение Февраля практически опоздало: уже тот опыт никого не научит к
нынешнему Февралю. (Но хоть написано будет о Девятьсот Семнадцатом! Кто б это
сейчас взялся потратить на то 20 лет?) А зато я опоздал к событиям сам? А — что б я там сейчас
изменил? много ли сделали Блок или Бунин в 1917? И даже Льва Толстого, доживи
он до Семнадцатого, — кто бы в той суматохе слушал? Короленко же не послушали.
Мое место — заканчивать мои работы. Когда-то раньше, в тюрьмах, мне представлялся
конец коммунизма как великое сотрясение, и сразу новое небо и новая земля. Но
это было в самой сути невозможно, и стало вовсе невозможно после того, как
коммунистическая система прогноила все тело нашей страны… А пути — все равно
надо искать». И — как же?.. Смутно росла мысль: написать
публицистическую работу, обобщающую — и что сейчас есть, и что бы необходимо?
В этот момент имя мое в России стояло (на краткое время) высоко. Сразу после
прорыва «Архипелага» — должны б мое слово услышать? Мысли к работе — как обустраиваться России после
коммунизма? куда и как бы двигаться? — копились у меня уже лет восемь-десять,
да даже уходили корнями в послевоенные тюремные камеры, в тамошние споры
1945–46 годов. Выстраивалась не целостная государственная программа, это —
непосильно издали, да и без экономики, в которой я не сведущ, — но все же
посильные советы, основанные на долгих годах моих исторических розысков. …Конечно, подлинное возрождение России не в темпе, а в
качестве, — однако все кипит сегодня, оно не ждет. И все трудней понять: к чему
ж идти? А при таких бурных переменах — пока напишешь, опубликуешь
— и где? — так еще и устареет. Все же с начала 1990 уже сами наплывали у меня фрагменты
текста, фразы. И я отложил другие работы, сел за эту. Теперь подгоняло,
что я — опаздываю? слишком долго медлил? …Но все равно, моя мысль уставлялась так: разумно ли —
гнаться только за моментом? Надо дать более спокойный, дальновидный разбор —
намного вперед? Невозможно дать «абсолютный» какой-то проект, но хотя бы
вдвинуть охлаждающие и озадачивающие идеи. …Одним из главных движений развала виделся мне уже вполне
созревший распад Советского Союза. Многое вело к тому, и острота национальных
противоречий, хорошо знакомая мне еще по лагерям 50-х годов (а в советской
повседневности заглушаемая трубами «дружбы народов»). Мне этот близкий распад
был явственно виден, — а как внутри страны? видят ли его? Крушение Советского
Союза необратимо. Но как бы не покрушилась и Историческая Россия вслед за ним,
— и я почти набатным тоном хотел о том предупредить. Однако поди предупреди — и
власти, и общество, и особенно тех, кто мыслит державно, гордится мнимым
могуществом необъятной страны. А ведь государственный распад грохнет
ошеломительно по миллионам судеб и семей. В отдельной главе «Процесс
разделения» я призывал заблаговременно создать комиссии экспертов ото всех
сторон, предусмотреть разорение людской жизни, быта, облегчить решение
множественных переездов, выбор новых мест, получение крова, помощи, работы; и
— гарантии прав остающихся на старых местах; и — болезненную разъемку народных
хозяйств, сохранение всех линий торгового обмена и сотрудничества. И обнажал, как бесплодно, бессмысленно для народа (и очень
выгодно для партийной номенклатуры) потрачены 6 лет «перестройки», и как уже мы
расхаживаем в «балаганных одеждах Февраля», — между тем, общество необузданных
прав не может устоять в испытаниях. И выше того: политическая жизнь — не главный вид жизни (а
именно так всюду увлеченно булькало по поверхности страны), и чистая атмосфера
общества не может быть создана никакими юридическими законами, но нравственным
очищением (и раскаянием скольких и скольких крупных и малых насильников); и
подлинная устойчивость общества не может быть достигнута никакой борьбой — но
возвышением людей до принципа самоограничения. И умелым трудом каждого на своем
месте. Отдельными главами разбирал я фундаментальные вопросы:
местной жизни, провинции, земельной собственности, школы и семьи. И острейшую
трудность представлял разговор на темы национальные, особенно имея в виду
украинских националистов — главным образом, галицийских, проживших века вне
российской истории, но теперь активно поворачивающих настроение всей Украины.
Я знал, что «москали» прокляты ими, но взывал к ним как к братьям, в последней
надежде образумления. — Я предлагал немедленно и безо всяких условий дать
свободу отделения 11 союзным республикам, и только приложить вседружественные
усилия для сохранения союза четырех — трех славянских и Казахстана. И это была — только первая часть брошюры, о сегодняшнем
моменте. А затем — шла безэмоциональная, в методичной манере, вторая часть,
сгусток всего, что мне за много лет занятий историей удалось собрать из
исторического опыта. — Виды государственных устройств вообще. — Демократия
как способ избежания тирании — и обреченность же демократии в ее
парламентарной форме определяться денежными мешками (но разве наших
истосковавшихся и голодных людей напугаешь возможными пороками демократического
общества? казалось им: дай только демократию! — и сразу наедимся, приоденемся,
разгуляемся!). — Как избежание этого порока — «демократия малых пространств». …И все это я дал не как уверенный рецепт, а как посильные
соображения — и с вопросительным знаком в заголовке брошюры. А дальше? Старт был стремительно обещающим. Едва Аля
позвонила в «Комсомольскую правду», что вот существует моя статья такого-то
объема, — редакция отважно приняла ее сразу — даже не читая! Узнав про то —
немедленно взялась печатать и «Литературная газета», не чинясь, что будет не
первая, на день позже. И так в сентябре 1990-го — в короткие дни напечаталась
моя брошюра на газетных листах невообразимым тиражом в 27 миллионов
экземпляров. («Комсомолка», однако, обронила мой вопросительный знак в
заголовке, это сильно меняло тон, вносило категоричность, которой не было у меня.) Вот уж, не ждали мы такой удачи. Так — все основы для широкого, действительного
всенародного обсуждения? А — как бы не так. Началось, вероятно, с Горбачева. Он так яростно возмутился
моим предсказанием о неизбежности распада СССР, что даже выступил, на погляд
всему миру, в Верховном Совете. Якобы прочел брошюру «внимательно, два раза и с
карандашом» — но ударил, со всего маху, мимо: Солженицын «весь в прошлом»,
проявил себя тут монархистом (?? — вот уж ни звука, ни тени), — и поэтому
брошюра нам целиком не подходит, со всеми ее мыслями. — В поддержку вождю
выступили и два депутата-украинца, выразившие гнев «всего украинского народа»
против моих братских инсинуаций, и один депутат-казах. В самом Казахстане
бурней: в Алма-Ате демонстративно сжигали на площади «Комсомолку» с моей
статьей. И публично — этим и завершилось все «обсуждение». А не публично, нет сомнения: «Комсомолке», «Литературке» и
вообще всей прессе была дана команда не печатать отзывов на мою брошюру, вообще
не обсуждать ее и замолчать. Успели нам из редакции сообщить: повалили сотни
писем, будем печатать из номера в номер! — но лишь в одном-двух номерах
проскочили густые, горячие, разнообразные читательские отзывы — и тут же
оборвались. …Но ведь были же еще миллионы и миллионы «простых»
читателей, и статья сама лезла в руки за три копейки. Пусть этим миллионам не
открыли пути высказаться печатно — но они прочли? и — что подумали? и — как
отнеслись? Прошли месяцы — получал я разрозненные письма от них в
Вермонт (много писем в те годы и пропадало на советской почте). И кто писал с
большим пониманием, а кто — с полным недоумением. А публично — почти и ни звука даже от тех заметных
публицистов, журналистов, на кого не действовал запрет высказаться. Зато
несколько гневных и развернутых больших статей против моего «Обустройства» —
то почему-то от эстонского видного писателя Арво Валтона (эстонцев — ни
волоском я не зацепил): нет, так дешево Россия не отделается! пусть теперь она
всем — и за все, за все, за все заплатит! Или разливистая, язвительная, почти
клокочущая статья московского публициста Л.Б., сразу в нескольких изданиях, да
еще к тому же построенная на недобросовестном передерге цитаты. Ясно, что моя брошюра возмутила националистов-сепаратистов
Украины и Казахстана. Националисты же русские и державные большевики — и
слышать не хотели о предстоящем развале Империи. А поверхностные парламентарные
демократы не могли и на дух принять глубокого взгляда на суть демократии, — те,
кто разгорячен политической каруселью: зачем нам эти подробные размышления о
возможном государственном устройстве, когда вон на той и вон на той площади
гудят актуальные политические митинги? А остальное Общество? Удивлялись и моим набатным предупреждениям, — с чего это
я? И моей тщательной разработке государственных структур, — кому это сейчас
нужно? Вот это равнодушие многомиллионной массы — оно ощутимо и
ответило мне. В том, что я — за океаном, оторвался от реальной советской жизни?
не толкусь на митингах? Или в том, что со всем сгустком накопленного
исторического опыта и красноречия — я пришел со своим «Обустройством» слишком рано? Да, не опоздал, а — рано. В 1973-м, из гущи родины, я предложил («Письмо вождям»)
своевременную и, смею сказать, дальновидную реформу. Вожди — и не
пошевельнулись. Образованщина накинулась с гневом. Запад — с насмешками. Прошло 17 лет изгнания. Теперь, через океан, я предложил
национально спасительную, а государственно — тщательно разработанную программу.
Власть — легко заглушила обсуждение, националисты республик и российская
образованщина накинулись с яростью. А Народ — безмолвствовал. Ох, долог еще путь. И до нашего — далеко. Уже немало лет жил я с невеселым одиноким чувством, что в
тяжком знании забежал от соотечественников вперед — и нет нам кратких путей
объяснения. Между тем — вот это
и была моя реальная попытка возврата на родину. Заодно и проверка — нужен ли я
там сейчас? услышат ли меня? спешить ли вослед — развивать и воплощать
сказанное? — Ответ был: нет, не нужен. Нет, не услышали. Государственные
размышления — это что-то слишком преждевременное для нас. В те годы и месяцы (в конце 80‑х) мы в нашем
вермонтском лесу — сверх многочасовой каждодневной работы — жили новостями из
России, благо в то время они уже текли невозбранно: и радио, и газеты-журналы,
и телевидение. Александр Исаевич горько, тяжело переживал сведения о разорении
страны, о тяготах людей. Вот в моих записях тех дней его слова: «Да, убогой нам
Родина открылась. Казалось всегда: развалятся Советы — какая радость будет! А
вот — до такого жуткого развала довели — что и радости нет. Так уж тоскливо
сегодня на экран смотреть». Прочитали обзор о детях в СССР — А.И. подавлен:
«Что ни день — открывается беда горше вчерашней». Задумал писать эту работу, читал
для того сотни страниц статей, отчетов, ежедневных тассовок, говорил: «Думаю о
погибающей стране — непрерывно. Что, и как, и возможно ли — сделать… Тяжелая,
горькая работа». Ушли на то весна и лето 1990‑го. «Это должна быть
брошюра. Я умею написать сложное — понятно». Уж понятно ли написал — пусть читатели судят, а что вложил
в «Обустройство» всего себя, всю любовь, и страдание, и надежду, — тому я
свидетельница. 16 сентября 2010 — Статья
Солженицына «Как нам обустроить Россию?» была опубликована в пору очень
жесткого противостояния «правых» и «левых», профессиональных патриотов и профессиональных
либералов, и я хорошо помню, как лично для меня была важна, свободна, свежа
солженицынская внепартийная, надпартийная позиция. Автором
владела любовь к России, боль за Россию, но никакого дурацкого поиска внешних
врагов, ни презрения к своим согражданам, встречавшегося в статьях партийных
идеологов справа иль слева, у Александра Исаевича не было. Уже привыкший никому
и ничему не верить, шло ли это, условно говоря, от «Огонька» или от «Советской
России», я поверил Солженицыну как человеку, который не преследовал личной
выгоды и не искал рыбы в тогдашней мутной воде. В его
писательском одиночестве и независимости было нечто заслуживающее уважения, как
примечательно и то, что, вернувшись в Россию, Солженицын не стал создавать ни
партии, ни движения. Его неприязнь к политической партийности, выраженная в «Обустройстве»,
мне особенно сегодня близка, а тот факт, что страна пошла по пути создания и
усиления политических партий, представляется роковой исторической ошибкой. Если
вспомнить, сколько зла принесли нам партии в начале ХХ века, сколько было
раздора от использовавших имя России в своих названиях от «Выбора России» до «Нашего
дома — России» в 90-е годы, сколько ненависти посеяли и сеют близнецы-братья
КПРФ и ЛДПР, сколько было истрачено средств на политический пиар, листовки, рекламу…
Да и нынешнее противостояние политических «тяжеловесов» и стоящих за ним партий
и группировок — кому оно, кроме власть имущих, нужно? То средостение, которое
между властью и народом у нас существовало и которое Александр Исаевич
предлагал уничтожить, так и осталось, если не больше стало. Другая
очень важная вещь — духовное состояние общества. В статье у Солженицына об этом
сказано много, но было в ней одно место, имеющее самое прямое отношение к тому,
что с нами происходит сегодня, а тогда лишь предчувствовалось: «…иные уже
сейчас замечают, другие заметят вскоре, что сверх того непосильный современный
поток уже избыточной и мелочной информации расхищает нашу душу в ничтожность, и
на каком-то рубеже надо самоограничиться от него. В сегодняшнем мире — все
больше разных газет, и каждая из них все пухлей, и все наперебой лезут
перегрузить нас. Все больше каналов телепередач, да еще и днем (а вот в
Исландии — отказались от всякого телевидения хоть раз в неделю); все больше
пропагандистского, коммерческого и РАЗВЛЕКАТЕЛЬСКОГО звука (нашу страну еще и
поселе измождают долбящие радиодинамики над просторами) — да как же защитить
ПРАВО наших ушей на тишину, право наших глаз — на внутреннее вИдение?» Это в
девяностом-то казалось угрозой! А что происходит с нами сейчас? Какое уж там
право на тишину и внутреннее видение? Какое у нас есть телевидение кроме
коммерческого и развлекательского? Сегодня российские СМИ похожи на ту
насилующую народную душу трубу, слушая которую герои платоновского «Котлована»
восклицали: «Остановите этот звук. Я и так знаю, что умна советская власть».
Вот и сейчас хочется крикнуть: уберите свою картинку, я и так знаю, что в
стране победили ДЕНЬГИ! И,
наконец, школа. «Сколько мы выдуривались над ней за 70 лет!» Так писал Александр
Исаевич о школе, однако за последние двадцать лет положение не только не улучшилось,
но, напротив, рекорд министерской дури с лихвой перекрыт, да в таких уродливых
формах, что даже говорить об этом не хочется, потому что сколько ни говори и ни
пиши, слушать никто не станет, пока сами не поймут, что сожрали страну изнутри. А посему двойственные возникают чувства, когда статью
Солженицына перечитываешь. Был умный, зоркий человек, видевший, что с
Россией происходит и какие беды ей грозят, человек, без которого нам было бы
еще труднее одолеть ХХ век, но кто и когда таких людей у нас слушал? — Когда
вышла статья Солженицына «Как нам обустроить Россию?», я открыл ее, взял два
карандаша и решил красным подчеркивать, что мне нравится, а синим — что нет.
Страницы получились очень пестрыми. Мне показалось, что автор этой статьи не
раз сам себе противоречит. В его мысли, с моей точки зрения, трудно увидеть
связную систему выхода из того тупика, в котором мы оказались. Для меня
Солженицын скорее интересный писатель. В его же публицистике много
опровергающего другу друга содержания. Для
меня статья «Как нам обустроить Россию?» осталась в том времени, когда была
другая ситуация и другие надежды. Что
касается того, как мы обустроили Россию, то, я думаю, в первую очередь нам
придется пересчитать недостатки. Коррупции, гниения, нравственного упадка в
пережитом нами за последние 20 лет гораздо больше, чем положительных сдвигов.
Я не могу сказать, что мы добились каких-то явных успехов. А в нравственном
развитии народа уж точно не сделали шага вперед. Мы по-прежнему находимся в
духовном тупике, и, вероятно, нужно очень большое время, чтобы из него выйти.
Хотя я, как человек настроенный надеяться, не теряю надежды, что молодые люди в
возрасте моих детей и внуков чего-то смогут добиться. — Мы
обустроили Россию только в одном. Каждый получил возможность обратиться к
другим людям и сказать, что он думает. Можно прокричать об этом на улице, можно
напечатать в газете. И никто никого не схватит, не потащит и не выкинет в мусорное
ведро. Я,
собственно говоря, на это и рассчитывал. И даже думал: развяжутся языки — и все
устроится. Сейчас
думаю: ну да, эту сферу — языка, пророчеств, болтовни, взаимной критики,
которая у нас зашкаливает, мы обустроили. А Россию обустроить невозможно.
Потому что русский характер таков: он окончательно не обустроится никогда.
Иначе он перестанет быть русским характером. Такая у нас страна, такой народ.
Я его люблю, хотя уважать иной раз трудно. Особенно вот за эту
непредсказуемость. Поэтому
обустроить Россию можно лишь в своем сознании. И Александр Исаевич пытался
обустроить Россию как раз в своем сознании. Что мы
помним из предложенного им? Идею земства. «Земство? — переспросил я себя. — Что
делает земство в России? Как что? Как на известной картине Мясоедова — обедает». Может,
сегодня в среднем слое и можно найти людей, которые перестали обедать или
обедают, поработав. Ну ведь какая-то часть народа всегда работает. Причем очень
талантливо, хотя не очень последовательно. (Мы, русский народ, по преимуществу
талантливые, умников у нас маловато.) Ну а огромная часть народа смотрит, что
будет. Ждут, как их обустроят. Меня это раздражает, но я сам такой. И
поэтому когда писатель, великий, замечательный, прорвался к нам со своей
статьей, опубликованной сразу в двух газетах, у меня возникло сомнение по
поводу этих уроков. Народ
ведь делает не то, что ему советуют умные люди, а то, что он, русский народ, в
это историческое мгновение может. А может он, как выяснилось, немногое. Боже
мой, нам бы Россию удержать. Я любую приму — и демократическую, и олигархическую,
— была бы Россия. А
народ непредсказуемый, с крайностями, с казачьими замашками, просторы немереные,
куда хошь, туда скачи, а там тебя то Пугачев ждет, то Ленин и ведет
куда-нибудь. А когда ты этого «ведущего» выкинешь из головы и повернешься, тебя
другой поведет. И пока из-за границы не попрет кто-то вроде Гитлера, так и
будем метаться. Ну а уж если Гитлер, Батый, Наполеон на пороге — опомнимся:
лучше отбиться, а уж потом друг друга терзать. Я
провожал Александра Исаевича в небытие с чувством боли. Он прожил великую
жизнь, был великий писатель. И это остается. Все остальное — подробности
биографии. Его и нашего, как теперь говорят, многострадального народа. Но не
многострадальных народов на земном шаре нет. — Мы
не обустроили Россию за эти 20 лет. А может быть, даже наша необустроенность
и увеличилась. С другой стороны, очень трудно оценить, что удалось и не
удалось, слишком близко нам это время. И к тому же так много накопилось
неустройств, что трудно рассчитывать на быстрый по историческим меркам
результат. Все,
что говорил Солженицын в своей статье о местной жизни, о местной власти, о
семье и школе, не теряет актуальности. «Политика не главный вид человеческой
жизни», «Чем размашистее политическая жизнь, тем более утрачивается душевная» —
по-моему, это абсолютно актуально. Я, правда, не согласен с его утверждением: «Станет
ли наша страна цветущей — зависит от провинции». В российской провинции очень
много инерции. Статья
Солженицына предупреждала нас, чтобы мы не увлекались идеей прямых выборов. Мы
и отступили от них. У меня были какие-то надежды, связанные с вертикалью
власти, но они не оправдались. И, похоже, нам все-таки придется возвращаться к
прямым выборам руководителей регионов.
Это и была моя реальная попытка возврата на родину
http://www.rg.ru/2010/09/17/solzhenicyn.html)Угодило зернышко промеж двух жерновов
Очерки изгнания
Он вложил в «Обустройство» всего себя
Как мы обустроили Россию?
Материал подготовила Елена Яковлева
Алексей Варламов,
писатель: