Алексей Варламов. Слово Солженицына
Алексей Варламов, 18 сентября 1990 года сразу в двух массовых
изданиях — «Комсомольской правде» и «Литературной газете» — была напечатана
работа Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию?». Еще за год до этого
подобная публикация казалась невероятной. Под именем Солженицына стояла
запретная черта. Давно шла «шумливая» перестройка и гремели ее прорабы, уже
всех пустили, всех «простили» и напечатали, кроме него. Он стал последним и
самым живым свидетельством окончательного поражения коммунистов. После тех
слов, которыми его статья начиналась, — я очень хорошо помню свое читательское
ощущение тех дней — сделалось окончательно ясно, что мы прошли точку невозврата
советской власти: «Часы коммунизма — свое отбили». Можно было б предположить, что автор написал ту
первую краткую фразу с ощущением исторического торжества, на которое больше,
чем кто-либо другой, имел право, однако ничего победного его раздумья не
содержали: «Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не
расплющиться под его развалинами». С той поры прошло двадцать лет. И хотя
очевидно, что мы все ж уцелели, как-то прошли, продрались сквозь самые страшные
времена, пусть тогда, в девяностом, никому не было ведомо, сколько крови
прольется, а особенно по окраинам бывшей Российской империи, сколько будет
потерь и сколько судеб изломано, тем не менее, перечитывая сегодня «Как нам
обустроить Россию?», понимаешь, что практически ничего из того, о чем писал
находившийся в изгнании писатель, на его родной земле осуществлено так и не
было. Солженицын предлагал России освободиться от
тяжкого имперского груза, сохранив единство славянских народов (а также
поднимал очень непростой вопрос об исконных русских землях в Казахстане) — славяне
ныне разделены, а про возвращение северных областей Казахстана нечего и
говорить. Он писал о «беспомощном личном бесправии», которое «разлито по всем
глубинам страны», — разве сегодня это не так? Писал об ужасающем состоянии
природы, землепользования, семьи, о проблемах школьного образования, и тут уж
лучше просто опустить всем миром глаза долу от стыда при виде того, что
творится с нашей школой. «Сколько мы выдуривались над ней за 70 лет!» — писал
он о школе, а ведь такой дури, как сегодня, пожалуй, даже в советские времена
не видывали. Еще одно зло современной России, о чем
предупреждал автор «Обустройства», — межпартийная борьба, да и, вообще, само
наличие в России политических партий. «Разделиться нам на партии — значит
разделиться на части. Партия как часть народа — кому же противостоит? Очевидно —
остальному народу, не пошедшему за ней... Соперничество партий искажает
народную волю. Принцип партийности уже подавляет личность и роль ее, всякая
партия есть упрощение и огрубление личности... Никакое коренное решение
государственных судеб не лежит на партийных путях и не может быть отдано партиям.
При буйстве партий — кончена будет наша провинция и вконец заморочена наша деревня.
Не дать возможности «профессиональным политикам» подменять собою голоса страны». Золотые слова, да жаль не услышаны! А точнее,
услышаны с точностью наоборот, и, в сущности, именно это происходило в 90-е и
продолжается поныне усилиями наших партий — начиная от самой крупной и
заканчивая самыми мелкими. Партии с их амбициями и возней, со своими
скоморошными вождями дробят, иссушивают национальную жизнь, а выборы депутатов
по партийным спискам окончательно сводят идею народовластия на нет, превращая и
Государственную, и местные думы в горькую насмешку над народным
представительством. («Во всяких государственных выборах партии, наряду с любыми
независимыми группами, имеют право выдвигать кандидатов, агитировать за них, но
— без составления партийных СПИСКОВ: баллотируются не партии, а отдельные лица»,
— предлагал Солженицын, а у нас восторжествовали как раз СПИСКИ и баллотируются
именно партии.) Были в солженицынской статье и другие
замечания, которые едва ли придутся по нраву современным идеологам и политтехнологам.
Например, про наши олимпийские и чемпионат-мирские амбиции и комплексы: «А вот
спорт, да в расчете на всемирную славу, никак не должен финансироваться
государством, но — сколько сами соберут». Или очень жесткая, очевидно идущая
вразрез с официальным парадным пафосом оценка Великой Отечественной войны: «Не
гордиться нам и советско-германской войной, на которой мы уложили за 30
миллионов, вдесятеро гуще, чем враг, и только утвердили над собой деспотию». Эти примеры солженицынской невписываемости в
современный политический контекст — а когда и в какой контекст он вписывался? —
можно множить и множить. И тем не менее нет ничего более нелепого, чем пытаться
использовать имя Солженицына и его работу в сегодняшней политической борьбе.
Александр Исаевич не был политиком, и в публицистике оставался писателем,
художником, видя главное зло в нравственном состоянии общества: «Разрушение
наших душ за три четверти столетия — вот
что самое страшное». Это разрушение продолжается и поныне. И
приложили к нему руку в том числе те, кто льет сегодня крокодиловы слезы об
утраченной свободе, хотя еще при их власти горько сбылось предсказанное
писателем: «среди всех возможных свобод — на первое место все равно выйдет
свобода бессовестности: ее-то не запретишь, не предусмотришь никакими законами». Солженицынскую работу важно перечитать для
того, чтобы вспомнить и вновь услышать голос человека, который никогда не искал
ни в чем личной выгоды и хорошо знал русскую беду. Другое дело, что его боль
мало кто из сильных мира сего разделил. Про Солженицына нельзя сказать, что его
забыли. Его много издают и в России, и в мире, по его произведениям снимаются
фильмы, ставятся спектакли и даже оперы. Его главную книгу изучают в школе, но
вот опубликованную двадцать лет назад статью прочли и — сделали вид, что ее не
было. Не все, конечно, и поток писем, к Солженицыну обращенный в последние годы
его жизни, — тому порукой, но ее проигнорировали те, от кого зависело принятие
решений. И то был очень грозный и нехороший симптом, означавший девальвацию
высокого писательского слова, и переход его в то гибельное состояние, когда нам
стало дано предугадать, чем это слово отзовется.
писательСлово Солженицына
http://www.izvestia.ru/comment/article3146269)