Александр Гришин. Как же нам всё-таки Россию обустроить, Александр Исаевич?

 Александр Гришин. Как же нам всё-таки Россию обустроить, Александр Исаевич?

Александр Гришин

Как же нам всё-таки Россию обустроить, Александр Исаевич?

20 лет назад голос Солженицына «Комсомолка» донесла до всей страны
(Комсомольская правда. 2010. 18 сент.;
http://www.kp.ru/daily/24560/734476)

 

18 сентября 1990-го «Комсомольская правда» вышла с «брошюрой в газете» — статьей Александра Солженицына «Как нам обустроить Россию?», первой опубликовав программное выступление главного диссидента СССР. Публикация стала поворотной в биографии великого русского писателя и мыслителя. Вскоре после нее он был восстановлен в советском гражданстве, а спустя 4 года вернулся в ту страну, которую любил больше всего на свете. Та публикация даже по перестроечным временам была сродни гражданскому подвигу газеты. И здесь есть чем гордиться.

Статью не поняли, лишний раз подтвердив истину про пророка в своем Отечестве. И речь совсем не о политиках. Хотя тот же Горбачев, например, сказал, что Солженицын — весь в прошлом и проявил себя монархистом. После чего, кстати, по давней советской традиции началась очередная травля писателя. Что он-де отстал, что он в глуши и ничего не видит. Сейчас, спустя два десятилетия, пора признать, что слепыми были мы.

Но разве мог Горбачев за год с лишним до путча согласиться с такими тезисами Александра Исаевича из его статьи в «Комсомолке»:

«Часы коммунизма — свое отбили. Но бетонная постройка его еще не рухнула. И как бы нам, вместо освобождения, не расплющиться под его развалинами».

И ведь расплющило. Так, что другая страна, может быть, и не восстановилась бы после такого. Да и мы восстанавливаем разрушенное до сих пор, тягостно и на надрыве. А получается все равно совсем не та Россия, которую хотим.

«Политическая жизнь — совсем не главный вид жизни человека, политика — совсем не желанное занятие для большинства. Чем размашистей идет в стране полити­че­ская жизнь — тем более утрачивается душевная. Политика не должна поглощать духовные силы и творческий досуг народа. Кроме ПРАВ, человек нуждается отстоять и душу, освободить ее для жизни ума и чувств», — писал Солженицын, а мы в это время, вылезши из тесных кухонь, не мыслили своей жизни без этого «не главного». И продолжаем до сих пор ставить во главу угла второстепенное.

Солженицын предложил модель построения страны, которая охватывала все сферы жизни и отдельного российского гражданина, и общества, и государственного устройства. Его просто не стали слушать, попытались заткнуть наградами и премиями. И в родной стране он так и остался наедине со своими мыслями и идеями.

Мы до сих пор каждый раз удивляемся, почему у нас не получилось то или это, надеемся на панацею, которая сама должна решить все проблемы. И не желаем слышать Александра Исаевича: «Но не посылается Чудо тем, кто не силится ему навстречу».

Как же нам все-таки ее обустроить?