Александр Мелихов. Гром и молния
Александр Мелихов, После триумфального явления народу
солженицынского шедевра «Один день Ивана Денисовича» его автор почти сразу же
скрылся за политическими тучами. Из которых время от времени доносились гром и
лишь затем молния — сначала появлялась разгромная статья и лишь с большим
опозданием, на папиросной бумаге, на одну ночь, а то и на полчаса кто-то из
друзей подбрасывал едва различимый текст, породивший эти громы. Сейчас уже и не припомнить, что в них было, в
памяти осталось лишь собственное ощущение: так их, режь правду-матку! Только «Красное Колесо» прикатилось к нам в перестроечную пору,
когда появилась возможность различать и художественные качества: историческая
составляющая необыкновенно интересна, лирическая из рук вон плоха. Впрочем, историософская идея, явившаяся среди
демократического пиршества, от этого не становилась менее сенсационной: Россию
убила демократия, «большевицкая» диктатура сумела овладеть только трупом. Но лишь урок «Как нам обустроить Россию?»
явился своевременно — сначала молния, а затем гром. От него и осталось
впечатление чего-то всеобъемлющего и громокипящего, не поддающегося ясному и
сжатому пересказу. Отчего впоследствии я с большим почтением выслушивал
сетования почитателей Солженицына, что если бы, де, его послушали, то всё пошло
бы гораздо лучше: стало быть, сумели его понять по-настоящему умные головы! Попробую же к ним присоединиться хотя бы
двадцать лет спустя: известно же, что задний ум крепче переднего. Первое, от чего в своё время радостно
захватывало дух: МЫ — НА ПОСЛЕДНЕМ ДОКАТЕ. Вроде бы что ж тут хорошего? Да ведь это не мы,
это наши враги, наша власть оказалась на этом самом докате, а уж мы-то сумеем
обустроиться, только бы нам их свалить! И то, что Солженицын не разделял этой
эйфории разгулявшегося детсада, говорит о его гораздо большей политической
искушённости: мир полон конфликтов, которых мы пока ещё не видим. И первейшие
из них — национальные. «Ничто нас не убедит, что наш голод, нищета, ранние
смерти, вырождение детей — что какая-то из этих бед первей нашей национальной
гордости!» Уже один этот приоритет национальных проблем
позволял наиболее благородным нашим интеллигентам отмахиваться от них,
приклеивая Солженицыну ярлык националиста: ведь у нас в детском саду
порядочные люди национальностей старались не замечать — избалованные дети
больше всего ненавидят свою бонну. Только утёкшие годы и утёкшая кровь помогли
мне понять, что главные наши враги — действительно не власть и не бедность (по
отношению к пяти процентам обитателей земли), а старость и смерть, бесследное
исчезновение. Спастись от чувства бессилия мы хоть отчасти
можем, лишь отождествляясь в своём воображении с чем-то могущественным,
почитаемым и долговечным — ничего подобного, кроме национальной принадлежности,
сегодняшний безрелигиозный мир предложить не может. И потому тот, кто
покушается на наше национальное достоинство, действительно покушается на самые
основы нашего душевного благополучия. Оттого-то из-за материального ущерба
готовы на убийство лишь отдельные изверги, а из-за национального унижения — почти
все. По крайней мере отвернуться, когда это делают другие. Именно поэтому
Солженицын был глубоко прав, когда начал с вопроса: «А как будет с нациями? В
каких географических границах мы будем лечиться или умирать?» Но как же он отвечает на этот вопрос? «Надо
безотложно, громко, чётко объявить: три прибалтийских республики, три
закавказских республики, четыре среднеазиатских, да и Молдавия, если её к
Румынии больше тянет, эти одиннадцать — да! — НЕПРЕМЕННО И БЕСПОВОРОТНО будут
отделены». Казахстан, правда, излишне раздут, поэтому его «русский север»
должен отойти к России. Теперь-то мы понимаем, что подобные «отходы»
осуществляются лишь военным путём, а Солженицын уповал на некое мирное сотрудничество
неких экспертов — как будто не догадываясь, что тот политик, который уступит
хотя бы пядь «родной земли», навеки даст своим конкурентам возможность клеймить
его предателем. Такие решения по силам лишь сверхавторитетным вождям, да и то
под давлением неодолимых обстоятельств, понятных даже «простому человеку».
Который в тот момент никаких таких обстоятельств не видел. Ну а «Слово к украинцам и белорусам» ещё более
наивно: «Да народ наш и разделялся на три ветви лишь по грозной беде
монгольского нашествия да польской колонизации. Это всё — придуманная невдавне
фальшь, что чуть не с IX века существовал особый украинский народ с особым
не-русским языком. Мы все вместе истекли из драгоценного Киева, «откуду русская
земля стала есть», по летописи Нестора, откуда и засветило нам христианство.
Одни и те же князья правили нами: Ярослав Мудрый разделял между сыновьями
Киев, Новгород и всё протяжение от Чернигова до Рязани, Мурома и Белоозера;
Владимир Мономах был одновременно и киевский князь и ростово-суздальский; и
такое же единство в служении митрополитов. Народ Киевской Руси и создал
Московское государство. В Литве и Польше белорусы и малороссы сознавали себя
русскими и боролись против ополяченья и окатоличенья. Возврат этих земель в
Россию был всеми тогда осознаваем как ВОССОЕДИНЕНИЕ». Что если бы какой-то патетический американец
воззвал к англичанам и австралийцам с призывом воссоединиться? Мы-де и
происходим из единого корня, и говорим на одном и том же языке… Или Испания с
Португалией предложили это Латинской Америке, если не друг другу? Им ответили
бы, что с тех пор возникли новые народы с собственной историей, причём не той,
какой она выглядит со стороны, ибо каждый народ руководствуется не научной, а воодушевляющей
историей, только и могущей защитить представителей этого народа от страха
мизерности, который и заставляет людей объединяться в нации. И то, что в нашей
общей истории нам представляется объединяющим, в их воодушевляющей версии может
оказаться главным поводом для разъединения. «И вместе перенеся от коммунистов общую
кнуто-расстрельную коллективизацию, — спрашивает Солженицын, — неужели мы этими
кровными страданиями не соединены?» Но мы-то уже знаем, что именно
«голодомор» служит на Украине одним из важнейших пунктов антироссийской
пропаганды… «Сегодня отделять Украину — значит резать через
миллионы семей и людей», — предостерегает Солженицын, хотя отделять и другие им
намеченные республики тоже означает резать через миллионы людей и семей, — впрочем,
о тех миллионах позаботятся всемогущие и великодушные эксперты. Да и Солженицын
о них помнит: «Каждое новосозданное государство должно дать чёткие гарантии
прав меньшинств». Забыв лишь о том, что любые выданные гарантии сильное
большинство, гласно или негласно, тут же заберёт обратно, когда найдёт это
выгодным. Слабым всюду живётся не очень сладко… Чувствуя это, Солженицын начинает взывать к
неким высшим мотивам: пришёл крайний час искать более высокие формы
государственности, основанные не только на эгоизме, но и на сочувствии, не
гнаться лишь за ИНТЕРЕСАМИ, упуская не то что Божью справедливость, но самую
умеренную нравственность. Но какая сила заставит людей отказаться от их
интересов — прежде всего психологических, которые и объединяют людей в нации?
«Уже кажется: только вмешательство Неба может нас спасти». «Но не посылается Чудо тем, кто не силится ему
навстречу». Искать спасительного Чуда не для торжества над конкурентами, а для
мира с ними — это уже само по себе было бы чудом. Какие чудесные силы должны и ввести в России
частную собственность, и не допустить «напор собственности и корысти — до
социального зла, разрушающего здоровье общества», то есть какие силы должны
помешать сильным эксплуатировать слабых, — на этом неприятном вопросе Солженицын
не останавливается, тем более что единственными в тот момент хоть
сколько-нибудь организованными силами были ненавистные ему КПСС и КГБ. Которые,
не помню, сделали ли на рубеже 90-х хоть один необратимо решительный шаг — похоже,
мы этими страшными «органами» больше запугивали себя сами. Откуда возьмётся то верховное САМООГРАНИЧЕНИЕ
людей, в чьей природе стремиться к расширению своих возможностей? Противник
каких бы то ни было партий — отделения частей от целого, Солженицын уповает на
некие спасительные «низы» — «и здесь, как и во многом, наш путь выздоровления —
с н и з о в». Но если под низами понимать
малые коллективы и небольшие территориальные образования, то групповой эгоизм
им присущ ничуть не менее, чем целым государствам. Если не более, поскольку их
ИНТЕРЕСЫ нагляднее для каждого. А нужно ещё спасать и семью, и школу, и
библиотеки, то есть общественная нравственность должна прийти на помощь именно
тем институтам, которые сами её и порождают. «А вот спорт, да в расчёте на
всемирную славу, никак не должен финансироваться государством, но — сколько
сами соберут». Хотя именно национальный спорт мирового уровня, как и всякое
явление, увеличивающее восхищение человеком, очень мощно служит сплочению
нации. Солженицын как будто и сознаёт неконструктивность
своих политических рецептов: «Если в самих людях нет справедливости и честности
— то это проявится при любом строе». Разумеется, если бы люди были ангелами, им
были бы не нужны законы. А вот как обустроить далеко не ангелов? И тут у
Солженицына отыскиваются лишь стандартные заклинания: очищение, слово СОБСТВЕННОГО раскаяния… То есть нужны движения души, присущие людям
совестливым, тогда как проблема заключается в обуздании бессовестных. Для
противостояния которым и люди среднего нравственного уровня начинают считать
совесть непосильной и неуместной обузой. В итоге нравственность должна породить
самоё себя. Обычные же политические инструменты — партии, профсоюзы — всё это
эгоистические корпорации. Остаётся только укорять единственную организацию,
чья миссия — печься не о земном: «Оживление смелости мало коснулось
православной иерархии. (И во дни всеобщей нищеты надо же отказаться от
признаков богатства, которыми соблазняет власть.)»; «Явить бы и теперь, по
завету Христа, пример бесстрашия — и не только к государству, но и к обществу,
и к жгучим бедам дня, и к себе самой». Мало кому удаётся соединять небесное с земным,
смешивать два эти ремесла — пророка, взывающего к совести и небу, и политика,
дающего исполнимые советы. Но героическая судьба и масштаб личности
Солженицына всё-таки затмили его политическую неудачу — он занял прочное
место в воодушевляющей истории: в неё попадают за размах, а не за унылое
искусство возможного.
Санкт-ПетербургГром и молния
http://lgz.ru/article/13845)