Сергей Шаргунов. О России с любовью
Сергей Шаргунов Увлечённо и внимательно прочитал знаменитую
статью Солженицына «Как нам обустроить Россию?». Первый раз я видел её
десятилетним в руках отца на листах «Литгазеты», заглядывал, не смог тогда
продраться сквозь стиль. Потом, будучи старше, несколько раз открывал эту
статью, но впервые целиком прочитал её только сейчас. Она мне и понравилась, и нет. Она противоречива, как и противоречив для меня
сам Солженицын — замечательно масштабное и вольное русское явление. Первое и главное, что хочется отметить:
чувствуется искренняя любовь Солженицына к России, боль, желание улучшить
жизнь людей. Статья полна солнечного благородства, мучительного поиска лучшей
для народа доли. Солженицын не разделяет ни прозападных настроений, ни
просоветских. Это острый взгляд одиночки. Солженицын пророчески пишет о неизбежной гибели
прежней системы, о предстоящем распаде СССР, о ловушках демократии, выборов,
партий, о популистских лозунгах, о смутном разделении полномочий между
президентом и парламентом, что спровоцирует конфликты и драмы, наконец, об
опасности непродуманных реформ, в результате которых собственность может
достаться самым хищным. Даже об особом положении абхазов и южных осетин
предупреждает он, размышляя о Грузии, идущей к своей независимости. «Как нам обустроить Россию?» — глас вопиющего в
пустыне. Кажется, Солженицын сам это хорошо понимал. Как, с кем, какими силами строить новую страну,
чистую и честную? Где взять элиту, настроенную на «самоограничение»? Где
найдутся такие святые управленцы, которые пойдут вслед за солженицынским:
«Нравственное начало должно стоять выше, чем юридическое. Справедливость — это
соответствие с нравственным правом прежде, чем с юридическим»? Напоминает на
самом-то деле романтику ранних большевиков с их «революционной законностью»,
аскетизмом и строительством Царства Божьего на земле. Все лирические увещевания в статье Солженицына
отдают горечью. Думается, автор не очень-то верил, что его услышат или смогут
послушать, но выполнял то, что должен, — призывал государственных мужей и всех
читателей к идеализму, который должен быть выше личного расчёта. Многажды осмеянный или встреченный зевками
призыв «возвращения к земствам» представляется мне живым зерном статьи. Это
идея медленного, умного пробуждения в народе достоинства. Действительно, важны
подлинные выборы — там, где обычные люди, «низы» могут что-то изменить для
себя и могут спросить с известного им человека. Полагаю, реальным продолжением
солженицынской идеи «демократии малых пространств» была бы поправка в
обсуждаемый сейчас Закон о полиции с наделением граждан правом самим выбирать
своего участкового, своего шерифа (здесь не грех взять пример с Америки). И ещё. Прежде чем начать сокрушаться над
статьёй, вздохну: утекло уже двадцать лет, а Солженицын не был волшебником,
чтобы всё предвидеть… Он и сам признаёт: «Непосильно трудно составлять
какую-либо стройную разработку вперёд: она скорее всего будет содержать больше
ошибок, чем достоинств, и с трудом поспевать за реальным ходом вещей. Но и:
нельзя вовсе не пытаться». Солженицын смотрит с высоты птичьего полёта,
абстрагировавшись от политической бурной реальности, где столкнулись интересы
и представления Горбачёва, Ельцина, будущих членов ГКЧП и т.д. С одной
стороны, отстранённость — это вроде и неплохо. Предложенные ориентиры
(нестяжательство, «сбережение народа») актуальны до сих пор и всегда, а
перечисленные ужасы (нищета стариков, экология, пьянство, криминал) только
усугубились. С другой стороны, иногда возникает ощущение, что манифест зависает
в безвоздушном пространстве. Автор не учитывает игроков. Он предлагает
перекроить карту. Но кому предлагает? Справедливо говорит о том, что
значительная часть Казахстана — русская. Но кто будет присоединять её к
«Российскому Союзу»? Ельцин, воюя с Назарбаевым? Горбачёв? Автор предлагает отказаться от всех, кроме
названного куска Казахстана, Украины и Белоруссии. Но как? На Кавказе и в
Средней Азии окажутся брошены русские люди, да и не они одни… По совести ли
насильно отсоединять вчерашних братьев, прогонять жильцов общего дома, если,
допустим, они не хотят отделения? Да и нужно ли так легко разбрасываться
освоенными и кровью омытыми землями? И ведь в итоге такого раздела СССР в том
же Таджикистане была перебита почти половина населения, а половина от оставшегося
перебралась на заработки в РФ. Многие фразы Солженицына перекликаются с жаркой
риторикой времени. Он призывает прекратить помощь «тоталитарным» странам вроде
Вьетнама и начисто ликвидировать структуру, которая существует в любой стране
мира, мол, пускай не прикрываются задачами внешней разведки: «Этому ЧКГБ с
его кровавой 70‑летней злодейской историей — нет уже ни оправдания, ни
права на существование». Осуждая большевиков за скверную национальную
политику, писатель предлагает создать новую страну и одновременно отпускать
всех, кто того захочет. Особенно спорным мне кажется пассаж в отношении
Северного Кавказа: «Кавказские народы, пред революцией столь отличавшиеся в
верности российскому трону, вероятно, ещё поразмыслят, есть ли расчёт им
отделяться». Как поразмыслят? Через кого поразмыслят? Какими методами? А татары
с башкирами? Тоже поразмыслят? А Сибирь? А Урал? Государство — это что и кто?
Неужели просто «коммунальная квартира»? Впрочем, с рекомендацией сбросить этническое и
территориальное «бремя» и сейчас согласны многие современные «националисты». Я
же считаю, что идея урезания страны губительна. В любом случае в 90‑м году в СССР и в
РСФСР не было сил, которые могли бы осуществить заветы Солженицына. Его статья — «философское письмо», где есть
пламенная ярость к советскому и критика Запада за пошлость и имитационную
демократию. В сухом остатке Солженицын предлагает распустить СССР, создать
новую страну, ввести частную собственность на заводы и землю (но только
аккуратно), поставить у власти лицо, наделённое серьёзными полномочиями, и не
особенно увлекаться играми в выборы и партии, вместо этого развивая низовое
волеизъявление. Плюс семья, христианские ценности, обновлённая школа и уже
упомянутое «самоограничение». Повторю: «философское письмо» Солженицына
прекрасно искренностью, болью за Россию, желанием ей помочь. Это письмо всей
природой своей, стилем, языком, чаяниями противоположно цинизму! Настроение письма, дух его — стремление
созидать и очищать Родину от любой скверны, идти на подвиг. Не разделяя многих суждений Солженицына и
полагая некоторые его рецепты едва ли верными, спустя двадцать лет вдохновляюсь
главным: идеализмом этой статьи. Идеализма тем, кто «делает дела» в России, как
не хватало, так и не хватает.
О России с любовью
http://www.lgz.ru/article/13844)