Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”» (Москва, 7–9 декабря 2011)

 Программа международной научной конференции «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”» (Москва, 7–9 декабря 2011)

 

 Галина Тюрина. Международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: на пути к “Красному Колесу”»

Галина Тюрина,
заведующая отделом
по изучению наследия А.И. Солженицына
Дома русского зарубежья

 

Международная научная конференция
«Жизнь и творчество Александра Солженицына:
на пути к “Красному Колесу”»

Москва, 7-9 декабря 2011

 

В начале декабря в Доме русского зарубежья прошла масштабная международная научная конференция «Жизнь и творчество Александра Солженицына: На пути к “Красному Колесу”». Уже в третий раз в Москве собрались литературоведы, лингвисты, историки, философы, литературные критики, педагоги, изучающие творчество писателя. (Первая конференция в столице была организована в 2003, к 85‑летию Александра Солженицына, вторая — «Путь А.И. Солженицына в контексте Большого Времени» — состоялась в стенах Пашкова Дома в 2008.)

Учредителями конференции в 2011 выступили Российская академия наук, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям и Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына. На приглашение оргкомитета участвовать в заседаниях откликнулись ученые из 11 стран: России, США, Франции, Польши, Китая, Японии, Италии, Индии, Швейцарии, Великобритании, Австралии. В программу конференции были включены 60 докладов.

Заседания проходили в двух параллельных секциях в большом и малом конференц-залах Дома русского зарубежья и сопровождались синхронным русско-английским и англо-русским переводом.

Участников и гостей встречала передвижная книжная выставка «Памяти Александра Солженицына» (автор — Ю.В. Решетников). Впервые эта экспозиция, задуманная к 90‑летию писателя, была представлена на XXI Московской международной книжной выставке-ярмарке в 2008 и с тех пор побывала в нескольких городах России и зарубежья. В один из дней работы конференции состоялся показ документального фильма А. Денисова «Спасенное интервью», знакомящего российского зрителя с беседой писателя об эпопее «Красное Колесо» с французским журналистом Б. Пиво, снятой в 1983 в Вермонте.

Открытие конференции 7 декабря 2011 проходило при переполненном зале. Первым выступил директор Дома русского зарубежья В.А. Москвин, озвучивший также и письменное обращение президента Российской академии наук Ю.С. Осипова.

Со словами приветствия обратились к присутствующим руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям М.В. Сеславинский и В.П. Лукин, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Пленарное заседание началось с доклада Ренаты Гальцевой (Россия, Москва) «Новая волна идеологического наступления на Солженицына как на интерпретатора русской истории», вызвавшего обширную дискуссию с участием Л.И. Сараскиной, В.П. Лукина, Ж. Нива, Р. Темпеста, А.С. Немзера, А.И. Музыкантского, А.Н. Варламова.

Рабочие заседания были разделены на секции по направлениям: история, философия, литературная традиция, поэтика, вехи творческого пути. На двенадцати заседаниях конференции с 7 по 9 декабря выступили следующие докладчики:


Жорж Нива (Швейцария, Женева).
История в «Красном Колесе»: в трактовке персонажей, в трактовке автора.

Дэвид Волш (США, Вашингтон).
Соотношение художества и истории в «Красном Колесе».

Андрей Немзер (Россия, Москва).
«В круге первом» — анонс «Красного Колеса».

Майкл Николсон (Великобритания, Оксфорд).
Линия и промежуток: структурные и жанровые решения шестидесятых годов и становление «Красного Колеса».

Ирина Роднянская (Россия, Москва).
Лирико-патетическое начало в «Архипелаге ГУЛАГ» (О сравнительной роли повествователя в двух эпопеях А. Солженицына).

Алексей Шепель (Россия, Ленинградская область).
Роман А.И. Солженицына «Август Четырнадцатого»: работа писателя с военно-историческими материалами.

Петр Глушковски (Польша, Варшава).
«Красное Колесо» с точки зрения историка.

Елена Бальзамо (Франция, Париж).
«…Выполнять свой долг. На своем месте»: личность и исторический процесс
в «Красном Колесе».

Франсуаза Лесур (Франция, Париж).
«Люби революцию»: пролог «Красного Колеса».

Наталья Ковтун (Россия, Красноярск).
Тема «сбережения народа» в ранних текстах А.И. Солженицына.

Дэниел Дж. Махони (США, Вустер).
«Зацариться»: Николай II и грядущая революция.

Гульнара Алтынбаева (Россия, Саратов).
Окололитературная среда начала XX века в «Красном Колесе» А.И. Солженицына.

Алексей Климов (США, Покипси).
Колебания исторического вектора в «Красном Колесе».

Евгения Иванова (Россия, Москва).
А. Блок и А. Солженицын как историки «последних дней императорской власти»:
поиски жанра.

Эндрю Б. Вахтель (США, Чикаго).
Возвращение к хроникам: Александр Солженицын и Иво Андрич.

Владимир Котельников (Россия, Санкт-Петербург).
Картина человека в «Красном Колесе».

Вячеслав Гуськов (Россия, Благовещенск).
Образ Руси уходящей в исторической эпопее А.И. Солженицына «Красное Колесо».

Нэлли Щедрина (Россия, Москва).
«Красное Колесо» А. Солженицына и русская историческая проза второй половины XX века.

Людмила Сараскина (Россия, Москва).
А.И. Солженицын и В.В. Набоков: в пространстве Больших Идей.
.

Павел Спиваковский (Россия, Москва).
Проблема релятивизма: А.И. Солженицын, А.П. Чехов, Ф.М. Достоевский и поиск истины.
.

Сергей Кибальник (Россия, Санкт-Петербург).
Г.И. Газданов и А.И. Солженицын.
.

Изабель Джайтли (Индия, Нью-Дели).
Философские и религиозные проблемы в «Красном Колесе».
.

Гапоненков Алексей (Россия, Саратов).
Истинный и ложный консерватизм в «Красном Колесе» А.И. Солженицына.
.

Татьяна Смыковская (Россия, Благовещенск).
Духовное крушение или «наитие Святого духа?» (пасхальные мотивы в «Красном Колесе»).
.

Борис Пивоваров, прот. (Россия, Новосибирск).
Богоборчество как движущая сила революции: ответ «Красного Колеса».
.

Брендан Пёрселл, свящ. (Австралия, Сидней).
Размышления о философской и теологической историографии в «Красном Колесе» Солженицына.
.

Дмитрий Шляпентох (США, Саут-Бент).
«Красное Колесо» Солженицына и идеологическая борьба на Западе во времена
холодной войны.
.

Елена Проскурина (Россия, Новосибирск).
А. Солженицын в восприятии протоиерея Александра Шмемана (от «Матрёнина двора»
к «Августу Четырнадцатого» и далее).
.

Кадзухиса Ивамото (Япония, Вакканай).
Ленин и Солженицын: идентификация героя с автором.
.

Дзюнна Хирамацу (Япония, Токио).
Народ и медиакоммуникации в «Красном Колесе».
.

Джеймс Понтузо (США, Хемпден-Сидней).
Феноменология религии в «Красном Колесе» Солженицына.
.

Рональд Вроон (США, Лос-Анджелес).
Заметки о сотериологических основаниях «Архипелага ГУЛАГ» и «Красного Колеса».
.

Александр Урманов (Россия, Благовещенск).
Мифологическая и библейская символика в «Красном Колесе».
.

Лиза Риоко Вакамия (США, Таллахасси).
«Дневник Р-17» и «Красное Колесо»: диалог между автобиографией, литературой и историографией.
.

Константин Баршт (Россия, Санкт-Петербург).
О нарративной структуре «Красного Колеса» А.И. Солженицына.
.

Алексей Шмелёв (Россия, Москва).
Лингвистические мотивы в творчестве Солженицына: на пути к «Красному Колесу».
.

Анна Аркатова (США, Урбана-Шампейн).
Система ключевых женских образов в эпопее А. Солженицына «Красное Колесо».
.

Галина Тюрина (Россия, Москва).
Тема Москвы в «Красном Колесе».
.

Джессика Хутен (США, Белтон).
Как вспоминают о Боге в «Октябре Шестнадцатого»: диалог священника и офицера.
.

Эдвард Эриксон (США, Гранд-Рэпидс).
«Ничего нет выше любви»: религиозное измерение «Октября Шестнадцатого».
.

Людмила Герасимова (Россия, Саратов).
Пневматология как свойство реализма А.И. Солженицына в «Красном Колесе».
.

Борис Любимов (Россия, Москва).
«Предсказывающий назад»: образ Воротынцева в пьесе Солженицына «Пленники».
.

Ричард Темпест (США, Урбана-Шампейн).
Последний герой: полковник Георгий Воротынцев и солженицынский идеал мужественности.
.

Наталия Солженицына (Россия, Москва).
Картотека «Красного Колеса»: замысел и осуществление.
.

Александр Ванюков (Россия, Саратов).
«Красное Колесо» А. Солженицына: поэтика заглавий и структура повествования (Узел II. Октябрь Шестнадцатого).
.

Олег Алейников (Россия, Воронеж).
«Кинематографические кадры» как средство интерпретации и оценки исторических событий в «Красном Колесе» А. Солженицына.
.

Михаил Голубков (Россия, Москва).
Солженицын в средней и старшей школе.
.

Борис Аверин (Россия, Москва).
Сокращенное издание «Архипелага»: потери и обретения.
.

Жэнь Гуаньсюань (Китай, Пекин).
Обзор переводов и исследований творчества А. Солженицына в Китае.
.

Рахима Гочияева (Россия, Кисловодск).
Литературные образы в произведениях А.И. Солженицына как объекты историко-краеведческих исследований.
.

Никита Струве (Франция, Париж).
Том за томом: заметки первоиздателя «Красного Колеса».
.

Моника Сидор (Польша, Люблин) представила доклад «Единица, коллектив и коллективный герой. Трансформация модели героя в ранних произведениях А. Солженицына», а Алексей Селиванов (Россия, Москва) — доклад «”Красное Колесо” как литературное исследование национального самосознания». Ввиду отсутствия авторов, доклад Сергея Бочарова (Россия, Москва) «Россия и революция: от Тютчева к “Красному Колесу”» прочитал Б. Аверин, а доклад Арвидаса Юозайтиса (Литва, Вильнюс) «Реформатор П. Столыпин и консерватор А. Солженицын: точки соприкосновения» — Н. Щедрина; доклад Клода Дюрана (Франция, Париж) «Пословица в “Красном Колесе”» прочитала Г. Тюрина.

На завершающем пленарном заседании состоялся вечер презентаций были представлены вышедшие в последнее время книги о творчестве Солженицына — А. Немзера, Н. Щедриной, К. Дюрана, Ж. Нива, В. Гуськова, А. Урманова, Г. Алтынбаевой и др.

Участники и гости называют прошедшую конференцию безусловно удавшейся. Практически все доклады были восприняты аудиторией с глубоким интересом, каждый сопровождался живым обсуждением. Солженицыноведы разных стран, знакомые друг другу иногда лишь по печатным работам, смогли познакомиться и лично. Это особенно важно для лучшего взаимопонимания между исследователями творчества писателя, потому что отечественное солженицыноведение получило возможность нормально развиваться лишь с конца 1980‑х годов, в то время как на Западе жизнь и творчество Солженицына изучают уже почти полвека. Прошедшая конференция показала, что ныне и в России ведется всестороннее освоение наследия Александра Солженицына, а интерес к его творчеству со стороны мирового научного сообщества неуклонно возрастает.