Семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына. 3 апреля 2014 года
Семинар отдела по изучению наследия А.И. Солженицына.
Обсуждение книги Л.И. Сараскиной
«Солженицын и медиа
в пространстве советской и постсоветской культуры»
Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына
3 апреля 2014 года
Очередное заседание солженицынского семинара в Доме русского зарубежья 3 апреля 2014 года было посвящено обсуждению новой книги Людмилы Ивановны Сараскиной, вышедшей в издательстве «Прогресс-Традиция». В поле зрения автора — основные тенденции отечественных СМИ в их реакции на жизнь и творчество А.И. Солженицына в разные годы, от момента его появления на литературном небосклоне в ноябре 1962 до дня сегодняшнего. Источниками исследования стали официальные материалы советского времени (1962–1974), секретные документы ЦК КПСС и КГБ СССР (1965–1989), самиздат советского времени, тамиздат (зарубежные материалы советского времени о Солженицыне и их взаимодействие с советской пропагандой), а также публикации последних десятилетий.
На обсуждение книги в Дом русского зарубежья пришли литературоведы и историки, критики и деятели культуры, архивисты и педагоги, студенты филологических факультетов, любители творчества Солженицына. Впечатлениями от книги поделились Б.В. Орешин, Б.Н. Любимов, Е.Ц. Чуковская, П.В. Басинский, Г.А. Тюрина.
Л.И. Сараскина ответила на многочисленные вопросы слушателей. Малый зал, в котором проходило заседание, не смог вместить всех желающих: некоторым пришлось слушать из коридора.
Представляя книгу, Л.И. Сараскина рассказала о ее содержании и трудностях этой работы, обусловленных прежде всего самим материалом. Ведь если во время написания биографии писателя ей доводилось общаться с ним самим, его родными и близкими, друзьями, соратниками, то при работе над книгой «Солженицын и медиа» приходилось сталкиваться с действиями Н.С. Хрущёва, Л.И. Брежнева, Политбюро и КГБ, читать связанные с ними документы, доносы или письма представителей творческой интеллигенции к Е.А. Фурцевой с требованиями наказать Солженицына и т.п. Медиа — это не только СМИ, но и вся сфера трансляции мнений, и работа над книгой показала, что медиа создают фальшивую реальность, которую заставляют воспринимать как реальность истинную. И по сей день живы самые грубые, мерзкие измышления в отношении Солженицына. При этом Л.И. Сараскина настаивает на необходимости критически относиться к любым свидетельствам и даже документам, всё проверять и сопоставлять. Она напомнила о мысли Франклина Рузвельта, что хоть и возможно обманывать некоторых людей какое-то время, но не получится обманывать всех и всегда.
Директор издательства «Прогресс-Традиция» Б.В. Орешин затронул в своем выступлении особенно актуальную сегодня тему исторической памяти. Нравственный урок Солженицына очень важен, ведь он показал, как можно бороться со злом, имея своим оружием исключительно литературный талант и потрясающую энергетику нравственного чувства, которые помогали ему идти наперекор всему. Б.В. Орешин отметил, что достоинство книг Л.И. Сараскиной состоит в широте поднимаемых в них проблем, благодаря чему её работы оказываются востребованными не только узким кругом профессионалов, но большим количеством людей, не безразличных к тому, что происходило и происходит в стране.
Б.Н.Любимов, ректор Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, обратил внимание слушателей на то, что высокое мастерство автора книги проявляется в умении сопоставлять, а нередко и сталкивать различные документы, например, цитаты из книги «Бодался телёнок с дубом» с фрагментами заседаний Политбюро. Он отметил две темы, наиболее ему интересных: взаимоотношения Солженицына и третьей эмиграции, отношение к Солженицыну советских писателей в разные годы.
Многолетний друг, помощник и соратник Солженицына Е.Ц. Чуковская подчеркнула необходимость книги «Солженицын и медиа» сегодня, поскольку по сей день жива сочиненная ещё в советские годы клевета, а эта книга даёт возможность возражать клеветникам с опорой на документы. Отметила Е.Ц. Чуковская и значимость больших библиографических списков, приведённых в книге, в частности, очень интересными она сочла мемуары гонителей Солженицына, опубликованные уже в 2000-е годы.
Писатель и литературный критик П.В. Басинский коснулся проблемы отношения советских писателей к Солженицыну: многие, даже талантливые писатели, принимали определённые правила игры, навязанные властями, однако Солженицын не мог их принять, поэтому раздражённые писатели и занимали враждебную позицию. Солженицын выступил не просто против цензуры или чиновников, а против огромной Вавилонской башни, воздвигаемой не один век, поэтому он был большой проблемой и для власти, и для писателей.
Г.А. Тюрина, заведующая отделом по изучению наследия А.И. Солженицына Дома русского зарубежья, сказала, что она, как историк-архивист, не может не отдать должное мужеству Л.И. Сараскиной, потому что, действительно, работать с таким материалом крайне тяжело, например, очень горько видеть в газетах 1970-х годов под мерзкими словами клеветы подписи тех, кого мы знаем и любим. Затем, в качестве иллюстрации к обсуждаемой теме, был показан видеоматериал из архива Е.Ц. Чуковской, в котором были представлены фрагменты новостных передач четырех российских телеканалов 13 декабря 2000, по-разному осветивших церемонию награждения А.И. Солженицына Большой премией Французской академии моральных и политических наук и пресс-конференцию после вручения.
В заключение заседания Л.И. Сараскина ответила на вопросы. Некоторые из них вызвали оживленную дискуссию. В частности, Н.А. Формозов не согласился с убежденностью Л.И. Сараскиной в том, что «дуб» не смог побороть «теленка» по причине лени и нелюбопытства сотрудников госбезопасности, способных только «кричать в пустой след». Н.А. Формозов видит причину бессилия КГБ в том, что он не понял, не оценил силы и мощи личности Солженицына, не мог представить, как далеко (до смерти) писатель готов идти для достижении своей цели. В.В. Туркина назвала две вещи, по ее мнению неразрывно связанные с отношением кого бы то ни было к Солженицыну: его онтологическое единство с Россией (ненависть к нему часто вызвана ненавистью к России) и его глубочайшая вера в Бога (именно в этом она видит, например, корень их различий с Варламом Шаламовым, которые также стали предметом дискуссии).
Окончился вечер многочисленными поздравлениями Л.И. Сараскиной с завершением очередного этапа ее плодотворной творческой деятельности — выходом в свет столь важной книги. Все желающие смогли получить дарственную надпись автора на экземплярах, которые можно было приобрести на прилавке перед входом в зал.