Ирина Ивойлова. Урок чтения

 Ирина Ивойлова. Урок чтения

Ирина Ивойлова

Урок чтения

Уроков литературы должно быть больше, а список книг — меньше
(Российская газета. 2012. 9 ноября. №5932. URL: http://www.rg.ru/2012/11/09/urok.html)

 

После встречи Наталии Дмитриевны Солженицыной с президентом Владимиром Путиным и их разговора о месте и значении литературы в школе на сайт и телефон Солженицыной обрушился шквал писем, звонков и сообщений от педагогов.

Все они хотели поддержать Наталию Дмитриевну в том, что уроков литературы в школе должно быть значительно больше.

— Меня ошеломила реакция, звонки начались в тот же вечер. Люди говорили: «Давайте продолжим этот разговор!» — рассказала «РГ» Наталия Дмитриевна Солженицына. — Хотя мне кажется, эта тема постоянно обсуждается.

Список обязательной литературы в школе больше увеличить нельзя, и, возможно, даже настал момент, когда стоит взглянуть на него критически. «Но это дело методистов», — уточнила Солженицына. По ее мнению, у учителей все же есть определенная свобода в выборе произведений из обязательного списка: «Учитель с большим удовольствием преподает того, кого любит. Но были и есть ученики, которые вообще ничего не вынесут с уроков литературы и останутся со сказкой о царе Салтане. Но они хотя бы будут помнить имена поэтов и писателей. Литература не может быть предметом, который все любят и обожают».

Один из способов заинтересовать детей литературой — чтение вслух. «Особенно, если чтение хорошее. Когда завуч школы, где я училась, уезжал в РОНО, учитель литературы просил нас пересесть поближе и читал нам вслух Бунина». Такой способ особенно хорош, когда у ребенка развита слуховая память. Наталия Дмитриевна призналась, что у нее лучше развита зрительная и она помнит даже расположение текста на странице. Но это все же детали.

Главная роль принадлежит не столько школе, сколько родителям.

— Все страны испытывают страх перед падением уровня владения языком. Мы, как любая другая страна, тоже испытываем ужас перед этим. Никогда этот уровень не падал в России так низко, как сейчас. Причина — в технократии, — уверена Наталия Дмитриевна. — Родители в большинстве своем страшно испорчены потреблением. Они должны участвовать в воспитании, прививать любовь к литературе, а они приводят детей в школу в 7 лет и хотят получить их назад успешными в 16. Кто, к примеру, читает дома вслух, кто ставит домашние спектакли? Советская школа была устроена так, чтобы родители не вмешивались в ее работу, она сама занималась воспитанием. Сейчас школа изменилась, а родители — нет.

Кстати, в старших классах школ осталось лишь три урока литературы в неделю. Да и то некоторые директора урезают их до двух часов в неделю. В то время как еще десять лет назад в школах были обязательными четыре урока литературы в неделю.