Наталия Солженицына встретилась с учителями
Наталия Солженицына встретилась с учителями
В среду в одной из московских школ прошел необычный урок - для учителей. Преподаватели русского языка и литературы со всех уголков России приехали в Москву, чтобы встретиться с вдовой Александра Солженицына. Его произведения уже давно - часть школьной программы. И кто, как ни Наталья Дмитриевна, может рассказать учителям о Солженицыне и его книгах?
Объявленная встреча с Натальей Солженицыной вызвала настоящий ажиотаж среди преподавателей русского языка и литературы, приехавших в Москву из 20 российских регионов. Очередь у зала образовалась минут за 20 до начала. Хотелось узнать из первых уст - каким он был - Александр Солженицын? Как относился к школе? Что предпочитал? Любил ли Булгакова?
"Его чувства, не в литературе даже, а просто физически я его чувствую. Я болею его болезнью", - рассказала Наталья Солженицына.
"А поэты? - записка из зала. - Кого он любил?" "Он был ошеломлен в какой-то момент, когда прочел прозу Марины Цветаевой", - отвечает Наталья Дмитриевна.
"А Шаламов? - осторожно интересуются учителя, зная о непростых отношениях бывших лагерников. - Как к нему относился Солженицын? Можно ли сравнивать их?"
"Нужно! – считает вдова писателя. - Нужно! Это чрезвычайно плодотворная тема – сравнение - именно в творчестве Шаламова и Солженицына. То есть нужно, все нужно, но не успеть. Но если есть такая возможность, то это чрезвычайно важно, потому что это просто касается антологических вещей. Вот подход Шаламова к тому, что такое лагерный человек и подход Солженицына - это плодотворнейшая, плодоноснейшая тема".
Долго не отпускали педагоги Наталью Дмитриевну - преподносили цветы, просили расписаться на учебных брошюрах, фотографировали, уточняли адреса, где в свободном доступе фильмы, книги, с записями уже хрестоматийных, преподаваемых в школе вещей.
"Он всю жизнь относил себя к сословию учителей, сопереживал им. Ведь, сам преподавал в школе, - говорит Наталья Дмитриевна и рассказывает о ссылке. - Его жизнь уже до этого научила, что нельзя откладывать "на потом". Каждый день, каждую минуту нужно делать максимум, который ты можешь. Он максимально себя отдавал и встречал такую детскую тоже жадность. Дети так впитывали, они были так благодарны. Он писал, что был счастлив".
"Сфотографируйте меня, пожалуйста, на фоне Натальи Солженицыной", - попросила учительница из подмосковного Ступина. Рядом стоявшая коллега из Екатеринбурга довольно разглядывала автограф: будет, что детям в школе показать.