Галина Тюрина. Отчёт об открытии выставки «Солженицын. Отвага писать»
![](/zhizn_soljzenizina/otdelnie_materiali/page_word.png)
Галина Тюрина,
заведующая сектором
по изучению наследия А.И. Солженицына
(Дом Русского Зарубежья)
Отчёт об открытии выставки «Солженицын. Отвага писать»
Женева, 14 мая — 16 октября 2011
13 мая 2011 в Женеве в музее Мартина Бодмера состоялось открытие выставки, посвящённой жизни и творчеству Александра Солженицына. Отвечая на предложение музея, Н.Д. Солженицына предоставила 80 экспонатов из архива писателя: рукописи (общее количество листов превосходит 2 тыс.), письма, документы, рабочие инструменты, личные вещи, печатные издания и книги «самиздата», картины.
Спуск в выставочные залы
Посетителей, спускающихся по лестнице в выставочный зал, расположенный под землёй, встречает фотография писателя, сделанная в 1956 в Мильцеве, «у Матрёны». Прежде чем представить экспозицию, скажем несколько слов о самом музее, который, несмотря на богатство своих фондов, к сожалению, почти не известен в России.
![](/images/03._Nachalo_osmotra_vystavki.jpg)
Начало осмотра выставки «Солженицын. Отвага писать»
Фонд-музей Мартина Бодмера
Музей хранит собрание одного из крупнейших коллекционеров XX в. Мартина Бодмера (1899–1971), которое во всей полноте отражает историю письменности, начиная с шумерских глиняных клинописных табличек и вавилонских печатей и заканчивая автографами современных писателей (http://www.fondationbodmer.org).
![](/images/01._Muzej_Martina_Bodmera.jpg)
Музей Мартина Бодмера
Среди 150 тыс. экспонатов, наполняющих фонды музея, фрагмент египетской «Книги мёртвых» (5 в. до н.э.), один из древнейших папирусов с текстом евангелия от Иоанна (начало 3 в. н.э.),
![](/images/04._Papirus_Bodmera_(fragment_Evangelija_ot_Ioanna_3_v._n.je.).jpg)
Папирус Бодмера (фрагмент Евангелия от Иоанна, 3 в. н.э.)
![](/images/05._Dante_Aligjeri._Portret_raboty_Sandro_Bottichelli.jpg)
Данте Алигьери. Портрет работы Сандро Боттичелли
Здание музея построено по проекту швейцарского архитектора Марио Ботта в 2003. Постоянная экспозиция располагается в двух просторных залах, находящихся под землёй и оснащённых самым современным оборудованием. С особой тщательностью организовано освещение: точечный свет фонариков освещает витрину с экспонатами, лишь когда к ней подходит посетитель: отсутствие яркого света важнейшее условие для хранения манускриптов.
![](/images/06._Chitalnyj_zal_biblioteki_muzeja_Bodmera.jpg)
Читальный зал библиотеки музея Бодмера
В одном из залов дважды в году устраиваются временные выставки рукописей из разных музеев мира. В 2009 свои экспонаты представлял Институт русской литературы Российской Академии наук (Пушкинский Дом).
![](/images/07._Zal_vremennyh_vystavok.jpg)
Зал временных выставок
Открытие выставки «Солженицын. Отвага писать»
13 мая 2011 перед открытием экспозиции «Солженицын. Отвага писать» состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие инициаторы этого проекта: директор музея, известный медиевист Шарль Мела и куратор выставки, давний друг русской литературы Жорж Нива, а также Наталия Солженицына и Сергей Пален, директор издательства «Les Syrtes», осуществившего публикацию каталога выставки.
![](/images/08._Presskonferenciya_pered_otkrytiem_vystavki_ZHorzh_Niva....jpg)
Пресс-конференция перед открытием выставки:
Жорж Нива, Наталия Солженицына,
Шарль Мела, Сергей Пален
На вернисаж приехали специалисты-слависты и читатели Александра Солженицына из разных стран Европы.
![](/images/09._Vernisazh.jpg)
Вернисаж
В начале церемонии открытия было оглашено письменное обращение российского министра культуры А. Авдеева, с приветственным словом выступил посол Российской Федерации в Швейцарии И. Братчиков. Жорж Нива рассказал, как организована экспозиция. Н.Д. Солженицына передала в фонд музея экземпляр первого издания «Одного дня Ивана Денисовича».
![](/images/10._Nataliya_Solzhenicyna_peredaet_v_fond_muzeya_pervoe_izdanie....jpg)
Наталия Солженицына передает в фонд музея
первое издание «Одного дня Ивана Денисовича»:
Клод Дюран, Шарль Мела, Наталия Солженицына
Шарль Мела заключил торжественную часть открытия проникновенным чтением французского перевода крохотки «Отраженье в воде».
Экспозиция
Концепция выставки разработана её куратором Жоржем Нива и художником музея Элизабет Машере. Сердцем экспозиции стала витрина с рукописью «Архипелага ГУЛАГ» (1965–1967), сооружённая в виде ковчега. (Здесь и далее годы относятся к рукописям и машинописям, представленным на выставке.)
![](/images/11._V_vitrine_Arhipelag_GULAG.jpg)
В витрине «Архипелаг ГУЛАГ»
В соседних витринах помещены рукопись «Ракового корпуса» (1963–1967), фрагмент повести «Люби революцию» (1948), два эссе из «Литературной коллекции» — «Протрём глаза!» (1954; первоначальное заглавие этюда о «Горе от ума» А.С. Грибоедова) и работа об Андрее Белом (1980–1990-е), рассказ «Абрикосовое варенье» (1994), авторская машинопись пьесы «Пир победителей» (1958), киносценария «Знают истину танки» (1959) и романа «В круге первом» (1962), книжечки с выписками из Толкового словаря Даля (1949–1986), конспекты по истории философии, сделанные писателем «на шарашке».
Отдельная витрина посвящена многолетней работе над эпопеей «Красное Колесо». В ней находятся блокнот 1937 года, когда Солженицын только задумал роман о русской революции; листы немецкой трофейной бумаги, на которых писатель тайно продолжал разрабатывать свой замысел во время пребывания на шарашке Марфино (1948); конверты картотеки, с помощью которых он систематизировал обширный подготовительный материал (1960–1980); рукопись «Октября Шестнадцатого», начатая в Подмосковье и оконченная в Вермонте (1973, 1975–1981); одна из двух тетрадей «Дневника романа» (1965–1975), а также библиография «Красного Колеса», которую Солженицын начал составлять в 1980‑х.
![](/images/12._Vitrina_Krasnogo_Kolesa_dnevnik_R17_bibliografiya....jpg)
Витрина «Красного Колеса»: дневник «Р-17», библиография,
рукопись «Октября Шестнадцатого», записи 1948 и блокнот 1937
![](/images/13._Odin_iz_konvertov_kartoteki_Krasnogo_Kolesa.jpg)
Один из конвертов картотеки «Красного Колеса»
Детские и юношеские опыты литературного творчества Александра Солженицына размещены вместе с реликвией его матери — перламутровым распятием, изготовленным в конце XIX в. в Иерусалиме.
Витрина с первыми опытами писательства
и семейными реликвиями Александра Солженицына
Представлена любимая книга детства писателя — собрание сочинений Лермонтова (1900), а также бытовые предметы, принадлежавшие его семье: барометр, подстаканник, чайная ложка.
Личные вещи Александра Солженицына отражают разные этапы его жизни. Чётки и самодельный блокнот — живые свидетели его лагерного писательства. В витрине, посвящённой «Одному дню Ивана Денисовича», выставлены лагерная телогрейка и номера, тайно вывезенные Солженицыным после освобождения из Экибастуза.
![](/images/15._Vitrina_posvyashcennaya_Odnomu_dnyu_Ivana_Denisovicha.jpg)
Витрина, посвященная
«Одному дню Ивана Денисовича»
Фотографии с видами и портретами жителей казахского аула Кок-Терек сделаны самим писателем в годы ссылки. Сухой кусок тюремного лефортовского хлеба напоминает обстоятельства второго ареста Солженицына и изгнания из Советского Союза. Очки в меховом вермонтском очечнике и удобная лупа со складывающимися ножками — необходимые рабочие принадлежности писателя за рабочим столом, а полевая сумка и пенал-«сапожок» с маленькими карандашиками — его неизменные спутники в путешествиях.
Пенал-«сапожок»
«Тетрадь путешествий», в которую Солженицын заносил записи и наблюдения во время своих многочисленных поездок до изгнания из СССР и на Западе, также представлена в экспозиции.
В отдельных витринах размещены несколько писем Александра Солженицына, написанных в разные годы. Драгоценнейшее — никогда прежде не упоминавшееся письмо Спиридону Егоровичу, другу Солженицына по марфинской шарашке, и его ответ (1962), а также документы, принадлежавшие родителям писателя, его собственные аттестат и диплом, военные и реабилитационные справки.
Письмо Спиридону Егоровичу и его ответ
Часть экспозиции посвящена публикации произведений Александра Солженицына на родине и на Западе (преимущественно, во Франции). Помимо многочисленных изданий — машинопись рассказов «Матрёнин двор» (1961) и «Случай на станции Кречетовка» (1962) с пометами А.Т. Твардовского, осуществившего в 1963 их публикацию в «Новом мире». В те годы Твардовский подарил Солженицыну свою книжку с тёплой дарственной надписью, которая соседствует на выставке рядом с другим бесценным подарком — надписанным Анной Ахматовой сборником стихотворений.
Дарственная надпись Анны Ахматовой
Не забыты и «самиздатские» книги, которые изготавливали и распространяли читатели Солженицына в Советском Союзе в 1970‑е годы, им посвящена отдельная витрина.
На стене помещены две картины: портрет Солженицына, написанный в 1978 Анатолием Зверевым, и «Замок святого Грааля» (1965) работы С.М. Ивашева-Мусатова, товарища Солженицына по марфинской шарашке, эскиз этой картины описан в романе «В круге первом».
Картины: портрет работы А. Зверева
и «Замок Святого Грааля»
С. Ивашева-Мусатова
По отзывам посетителей, рукописи Александра Солженицына органично заняли своё место в этом уникальном музее, посвящённом истории письменной культуры человечества.
![](/images/20._Posetiteli_vystavki.jpg)
Посетители выставки
Экспонаты, большинство которых впервые были представлены широкой публике, по-новому открыли европейскому читателю мир великого писателя, чей жизненный и творческий подвиг неразделимы. Приехавшие на открытие выставки говорили о своём намерении ещё не один раз посетить её до закрытия, которое состоится в середине октября.
Фотографии Олега Паршина
![](/images/21._Afisha_vystavki.jpg)
Афиша выставки