Подарок от Игната Солженицына

Наталья Кулакова

Подарок от Игната Солженицына

(Смоленская газ. 2010. 6 марта. № 24-25;
http://www.smolgazeta.ru/culture/2704-podarok-ot-ignata-solzhenicyna.html)

 

Неподдельное внимание смолян вызвал сольный концерт лауреата премии Avery Fisher, пианиста, художественного руководителя и главного дирижёра Камерного оркестра Филадельфии (США) Игната Солженицына, который прошёл в зале областной филармонии 27 февраля 2010 года.

Глубокая человечность и высшая гармония музыки Шуберта неподвластны времени. Франц Шуберт родился в 1797 году в одном из предместий Вены в семье школьного учителя. В 1828 году он скончался, прожив всего 31 год. На его памятнике была выгравирована надпись: «Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но ещё более прекрасные надежды». Творческий путь Шуберта исчислялся 17 годами, тем не менее перечислить его произведения труднее, чем перечислить всё, написанное Моцартом. Но Моцарт с детства был окружён вниманием и поддержкой, а жизнь Шуберта была полна лишений и материальных затруднений.

Подарком для смоленской публики стал международный творческий проект «Сонаты Шуберта», представленный фондом «Русское исполнительское искусство» и концертным агентством «фИгАро-менеджмент». Руководитель агентства, солист Смоленской областной филармонии Игорь Аронов представил исполнителя и вёл концерт. Для сына знаменитого писателя музыка — смысл жизни. Игнат успешно совмещает карьеру пианиста и дирижёра. Пианист играл на престижных концертных площадках США, Европы и Австралии. Как солист Игнат Солженицын выступал с Израильским филармоническим оркестром и симфоническими оркестрами Балтимора, Бостона, Филадельфии, Вашингтона, Сент-Луиса, Лос-Анджелеса, Монреаля, Торонто, Парижа, Неаполя, Лондона, Сиднея.

Музыкант является постоянным участником международных фестивалей в Зальцбурге (Австрия), Эвиане (Франция), Москве — «Декабрьские вечера». Благодаря большому репертуару, неординарным интерпретациям классических произведений, он снискал одобрение мировой музыкальной критики и любовь слушателей.

В Смоленске такие сложные, изысканные, монографические программы (пианист исполнил сонаты до-мажор и ре-мажор) — по нынешним временам большая редкость. Сонаты Шуберта требуют от исполнителя высочайшего мастерства и тонкой трактовки, а от публики — глубокой сосредоточенности и полного внимания. Правда, отклики слушателей были неоднозначны, порой полярно противоположны. Член Союза композиторов России В. Сухоруков счёл, что игра И. Солженицына очаровывает истинно шубертовской интонацией доверительности. По мнению профессора Смоленского государственного университета Г. Сильницкого, пианист «играл сухо, без души». На мой взгляд, Шуберт от Солженицына излучал внутренний свет, призывал к философскому отношению к жизни. Но то, что смоленская шубертиада прошла с успехом, неоспоримый факт.

После концерта состоялась пресс-конференция. Приятно отметить, что маэстро откровенно ответил на вопросы «СГ», прекрасно общался с журналистами и с нескрываемым удовольствием принял наш подарок — домашний яблочный пирог.

 

— Игнат Александрович, почему для концерта в Смоленске вы выбрали сонаты Шуберта?

— Я специально не выбираю программу, ничего не упрощаю, духовное начало музыки одинаково для слушателей в столицах и в так называемой провинции. Важна готовность публики познакомиться с великой музыкой. А где это происходит — в Нью-Йорке, Москве или Смоленске, для меня не играет большой роли.

— В чём для вас отличие русской школы пианизма от немецкой, французской, американской — одним словом, мировой? Ваше мнение об оркестрах США?

— Русская и немецкая школы во многом сходны, в хорошем пианизме больше общего, чем разницы в национальных стилях игры. Оркестров в Америке больше, и они лучше. Оркестровая культура развита в Америке больше, чем где-либо. Высочайший профессионализм музыкантов, удивительная гибкость, все могут играть с листа, дисциплина, но это если не сравнивать с оркестрами советского времени под управлением Мравинского, Кондрашина, Светланова.

— То, что вы играли сегодня, это история с сюжетом?

— Не надо ничего домысливать, ничего конкретного, это музыка о жизни. Антипрограммная музыка.

— Ваш любимый писатель?

— Затрудняюсь ответить, но я люблю и хорошо знаю все произведения отца. Он — важнейший писатель нашего времени, смог передать его суть.

— Как проводите досуг? Следили за Олимпийскими играми?

— Свободного времени мало. Что касается Олимпиады, то Зимние игры всегда особо праздничны. Момент атлетизма и спортивной подготовки для меня важен так же, как и для спортсменов, которые четыре года готовятся, чтобы в нужный момент быть на высоте.

— О чём вы мечтаете?

— У меня есть всё то, что я хочу. В профессии, в семье. Любимая работа, хорошие дети.

— На каких языках они говорят?

— На русском и английском.

— Довольны ли вы работой вашего импресарио Игоря Аронова?

— Да, конечно. Я уже не первый год с ним общаюсь, и мне это очень нравится и с человеческой, и с профессиональной точки зрения.

— Где ваш дом?

— Трудный вопрос. Присущее каждому человеку чувство дома диктует ответить: дом там, где сердце. Жизнь нашей семьи — двойственность сознания и реальности. Физически я живу там, в США. А по сознанию, по менталитету я — русский.