Юрий Решетников. Памятного места Солженицына в России нет
Юрий Решетников
Памятного места Солженицына в России нет
Дом Гориной. Дождется ли он реставрации?..
Беседу вела Елена Евдокимова
http://stavropol.aif.ru/issues/875/15_01)
Почти два года назад на уровне первых лиц государства было заявлено о создании музея Александра Солженицына в его родном городе — Кисловодске.
Но время идет, и пока ситуация не меняется: дом Гориной (родной тети писателя, сестры его матери), связанный с детскими годами Александра Исаевича, только ветшает и разрушается.
Проблему сохранения особняка и крайне необходимой его реставрации наш еженедельник поднимал не раз. На днях о своей точке зрения по наболевшей теме и о концепции самого музея корреспонденту «АиФ-СК» рассказал известный художник-дизайнер Юрий Решетников. Он специально приехал в Кисловодск, чтобы своими глазами увидеть дом Гориной. Как и Решетников, мы надеемся, что музей здесь все-таки состоится.
Вернуть дом к жизни
— Дом Гориной — потрясающий. Памятник архитектуры, подобного ему в регионе нет. А состояние — ужасающее. И проблема в том, что если в ближайшее время его не начнут восстанавливать, он просто погибнет.
Я видел проект реставрации, разработанный местными специалистами, по-моему, очень хороший. На мой взгляд, они нашли верное решение — разобрать строение полностью, за исключением каменных его частей. И сложить заново — из нового дерева. Прежнее-то за более чем вековую историю практически все сгнило. Есть мнение, что новодел в данном случае не годится, но я считаю, что при грамотном подходе и качественном воплощении он через год-два превратится в памятник. При наличии финансирования реставрационные работы можно осуществить за 4–5 месяцев, таково мнение специалистов. И если была однозначно озвучена позиция о создании музея в этом здании, давно пора ее реализовать.
Исходная позиция в том, что нет памятного места Солженицына в России. Совсем. Есть Фонд Солженицына в Москве, где ведется огромная работа по сохранению его наследия, изданию книг, подготовке текстов для школьной программы, но музея как такового — ни одного. Насколько я знаю, идея Натальи Дмитриевны Солженицыной создать здесь, в этом кисловодском доме, некий центр, чтобы люди могли приходить к Александру Исаевичу и героям его произведений. И открывать для себя — кто впервые, кто заново — писателя и философа.
45 минут с Александром Исаевичем
— Чтение сегодня, увы, — не главное наше занятие. Я только пытаюсь сформулировать концепцию музея, которая еще будет обсуждаться. Но предварительная задумка такова: визит к Солженицыну будет представлять собой музейный сеанс продолжительностью 45 минут. И рассказывать о себе, условно говоря, Александр Исаевич будет сам — сохранились 10 часов интервью, записи, где он сам читает свои произведения. Читает замечательно, его очень интересно слушать. Есть несколько фильмов о нем, два из них сняты Александром Сокуровым. Вот этим живым звуковым и визуальным рядом мы и хотим наполнить дом-музей. И гости его смогут остаться наедине со своими мыслями, впечатлениями. Своими. Свободными от комментариев. Они к Солженицыну, мне кажется, в данном случае и не нужны.
В доме планируется сделать два музейных зала, где будет место и традициям Государственного литературного музея (филиалом которого является будущий музей Солженицына), и новациям. Завешивать этот дом картинами нелепо — не выставочный же зал. Постараемся создать соответствие интерьера экстерьеру — внутреннее убранство не должно противоречить внешнему виду уникального памятника.
На первом этаже разместится уютная литературная гостиная для встреч, конференций, диспутов. На втором будет проходить тот самый музейный сеанс. Экспозиции, как планируется, будут интерактивными. Александр Исаевич был человек, совершенно не включенный в собственную славу. И безбытный. Когда мы готовили выставку в Литературном музее, Наталья Дмитриевна дала нам кое-какие личные вещи. Просто потрясающие — там была тетрадочка, где с булавочную головку почерком Солженицын законспектировал труды философов. У него было 18 книжечек, где он вел записи по русскому языку. Он изучал его до конца жизни. Гениальный знаток родного языка, гениальный! Такие вещи и стоит показывать при помощи музейного сеанса. В него, если сложится, будет включена и игра, с карточками и картинками, которые можно будет не только подержать в руках (иначе какой же это интерактив), но и забрать на память. Хочется сделать что-то современное и вместе с тем информативное, эмоциональное и познавательное. Представить все таким образом, словно вы с Александром Исаевичем пообщались.