Статьи и интервью общего характера

Ирина Роднянская. Уроки четвертого узла
Не составит труда обильно цитировать документированные отрывки из «Апреля Семнадцатого», которые отзовутся в сердце жителя распавшейся послеавгустовской страны щемящим сходством. Например: «Требования автономии разносятся как эпидемия! Мы уже слышим о них каждый день и отовсюду. Местной автономии требуют эстонцы, иркутские и забайкальские буряты, молдаване, латыши, грузины, литовцы, крымские татары, хивинцы, бухарцы… В Астрахани образовался центральный калмыцкий комитет… И все сразу — за расширение. Литовцы обозначили свои губернии с избытком против поляков… Белорусы требуют — отдельного учредительного собрания… в Иркутске уже выработали готовую сибирскую конституцию: мол, сибиряки — это отдельный культурный тип, уклад их отличен от русских, экономически они в противоречии с Россией, эксплуатирующей их богатства и территорию…»
Элизабет Маркштайн. О повествовательной структуре «Архипелага ГУЛАГ»
В начале тридцатых годов, в пору создания своей «Возвращенной молодости», Михаил Зощенко писал: «…Мне думается, что именно тут, в области факта (я беру широко: история, наука, воспоминания), могут быть открыты новые жанры. А те жанры, какие мы знаем, — недостаточны, и литература вряд ли на них остановится».
Вера Карпович. Некоторые черты языка Солженицына
Записки русской академической группы в США = Transactions of the Association of Russian-American scholars in USA. New York, 1972. Vol. 6. P. 36–45
Владимир Вейдле. О Солженицыне
Итак, не в пустыне мы: живет среди нас (где бы мы сами не жили) настоящий большой русcкий писатель. Догадывались мы и раньше об этом, но теперь, когда прочтены «В круге первом» и «Раковый корпус», это «итак» стало тверже, утвердилось навсегда.
Михаил Берг. Дитя и гений (Солженицын и Шаламов)
Буквы «Ж», «Ц» и «Щ», особенно колючая, торчащая во все стороны «Ж», наиболее полно соответствуют сильному, упрямому и непреклонному характеру Солженицына. Его стилю жизни и письма, его положению в истории. В русской литературе практически нет героя, который бы выступил против мнения большинства и не потерпел бы поражения, раздавленный, уничтоженный или засосанный многовековой стихией согласия с силой.
Михаил Голубков. Творчество А.И. Солженицына как итог литературного столетия
Голубков М.М. Творчество А.И. Солженицына как итог литературного столетия // А.И. Солженицын и русская культура: научные доклады. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2004. С. 13–23.
Людмила Сараскина. Театр Александра Солженицына
Сараскина Л.И. Театр Александра Солженицына // Ракурсы / Гос. ин-т искусствознания. М., 2012. Вып. 9. С. 5–22.
Людмила Сараскина. О сталинизации головного мозга
Как легко люди пользуются именами знаменитостей, выдергивают их фразы из контекста, чтобы обосновать какие-то свои мысли, или вообще — приписывают известным писателям, ученым то, что те никогда не говорили. Об этом явлении рассуждает историк литературы Людмила Сараскина.
Людмила Сараскина. О Солженицыне, или Кому нужна русская литература
О жизни Александра Солженицына, о том, как клевета продолжает преследовать его и сегодня — литературовед Людмила Сараскина, автор первой прижизненной монографии о писателе.
Майкл А. Николсон. Солженицын как «социалистический реалист»
Николсон М.А. Солженицын как «социалистический реалист» / авторизованный пер. с англ. Б.А. Ерхова // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика: 1974–2008: Сб. ст. / сост. и авт. вступ. ст. Э.Э. Эриксон, мл.; коммент. О.Б. Василевской. М.: Русский путь, 2010. С. 476–498, коммент.: с. 686.