Густав Герлинг-Грудзинский. Егор и Иван Денисович
Герлинг-Грудзинский Г. Егор и Иван Денисович // Континент. Munchen, 1978. № 18. С. 203—211
Джузеппе Гини. Солженицын — все еще в ГУЛАГе («Il Giornale», Италия)
Интересно, а какова была судьба этих первых произведений самого известного русского диссидента в Италии? Итальянский культурный климат шестидесятых и семидесятых годов двадцатого века не был слишком благоприятен для Солженицына. Левый конформизм помешал многим прочитать без предрассудков его произведения, особенно — «Архипелаг ГУЛАГ». А что происходит сегодня? Что найдет на книжном рынке молодой человек, который захочет прочитать произведения Солженицына по прошествии пятидесяти лет с момента первой публикации?
Алексей Климов. Иван Денисович и крестьянская точка зрения
Климов А. Иван Денисович и крестьянская точка зрения / пер. с англ. Б.А. Ерхова // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика: 1974–2008: Сб. ст. / сост. и авт. вступ. ст. Э.Э. Эриксон, мл.; коммент. О.Б. Василевской. М.: Русский путь, 2010. С. 517–536, коммент.: с. 688.
Юрий Кублановский. Проза зримая, слышимая, обоняемая…
Когда в начале 1990-х годов я спросил покойного ныне разностороннего учёного и поэта С.С. Аверинцева про его отношение к солженицынскому «Красному Колесу», он ответил уклончиво: «Солженицын — замечательный баталист». И это тоже, разумеется, правда.
Владимир Лакшин. Иван Денисович, его друзья и недруги
«Трудно представить себе, что еще год назад мы не знали имени Солженицына...»
Вячеслав Лютый. Воспоминание об истинном случае
Один из первых рассказов А.И. Солженицына «Правая кисть» был написан в 1960 году — «в воспоминание об истинном случае, когда автор лежал в раковом диспансере в Ташкенте». Ни один советский журнал не напечатал эту вещь в то время, и она «ходила в Самиздате».
Татьяна Минаева. Под «красное колесо» истории попали все
Многие читали романы Н. Вирты, А. Стрыгина, документальные очерки В. Самошкина. В этих книгах описаны реальные события, которые разворачивались на нашей земле. Но мудрее всех писателей оказался, на мой взгляд, Александр Солженицын (он бывал в нашей местности в начале 70‑х): у него под «красное колесо» истории попали все: и белые, и красные, и зеленые, и помещики, и крестьяне…
Майкл А. Николсон. Иван Денисович: мифы происхождения
Один из многочисленных мифов, которыми обросли за четыре десятилетия личность и творчество Солженицына, возник из естественного желания хотя бы с оговорками отождествить его дебют в журнале «Новый мир» в 1962 году с первоначальной стадией его развития как художника вообще.
Валерия Новодворская. Товарищ по ГУЛАГу
«Когда читала, мне становилось трудно дышать… Возможно, люди заслужили эти страдания, но кто позволил человеку решать судьбу и наказывать за грехи?! Вопрос этот очень спорный и остается открытым по сей день» (Даша Вилкова, 9-й класс).
Александр Оболенский. Алеша Достоевского и Солженицына
Оболенский А. Алеша Достоевского и Солженицына // Рус. мысль. 1972. 7 сент. № 2911. С. 6–7