Cпектакль Государственного академического театра им. Евг. Вахтангова «Матрёнин двор»
Александр Солженицын
МАТРЁНИН ДВОР
90-летию А.И. Солженицына
Спектакль Государственного академического театра
им. Евг. Вахтангова
Премьера — 13 апреля 2008 г.
Автор сценической версии и режиссер-постановщик — Владимир Иванов
Автор идеи — Александр Михайлов
Художник — Максим Обрезков
Музыкальное оформление — Татьяна Агаева
Консультант по вокалу — Светлана Игнатьева
Художник-гример — Ольга Калявина
Художник по свету — Елена Шумова
Действующие лица и исполнители:
Матрёна — Елена Михайлова
Игнатич — Александр Михайлов
Рецензии
- Людмила Сараскина. Дом для Матрёны
- Вера Копылова. Земля без праведника
- Евгения Шмелёва. Тихо и без развлечений
- Карина Мелкумян. «Матренин двор» на вахтанговских подмостках
- Гуля Балтаева. Спектакль о настоящем человеке
- Большая история большой страны
- Валерий Иванов-Таганский. Жертвенность
Отзывы зрителей
Репетиция спектакля
Матрёна — Елена Михайлова
Фото Аркадия Берилко
Матрёна — Елена Михайлова
Матрёна — Елена Михайлова
Игнатич — Александр Михайлов
Матрёна — Елена Михайлова
Автор сценической версии и режиссер-постановщик —
Владимир Иванов
Репетиция спектакля
Матрёна — Елена Михайлова
Автор сценической версии и режиссер-постановщик —
Владимир Иванов
Репетиция спектакля
Матрёна — Елена Михайлова
Фото Аркадия Берилко
Репетиция спектакля
Матрёна — Елена Михайлова
Игнатич — Александр Михайлов
Фото Аркадия Берилко
Репетиция спектакля
Игнатич — Александр Михайлов
Автор сценической версии и режиссер-постановщик —
Владимир Иванов
Репетиция спектакля
Игнатьич — Александр Михайлов
Матрена — Елена Михайлова
Фото Аркадия Берилко
Людмила Сараскина
Дом для Матрёны
Рассказ А.И. Солженицына на вахтанговской сцене
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11868)
«Матрёнин двор», написанный летом 1959 года и пролежавший около трёх лет недвижно, увидел свет в «Новом мире» в январе 1963‑го. Годом раньше случилось редакционное обсуждение, где решили, что затея бесполезна, печатать «Матрёну» невозможно: уж больно жалка в рассказе деревня, живут там одни вурдалаки и слишком торчит христианская линия — непонятно, зачем делали революцию. А.Т. Твардовский, однако, усмотрев сходство с моральной прозой Л.Н. Толстого (и считая это плюсом), просил автора не становиться идейно-выдержанным писателем, не писать такое, что идёт без заминки. Вытащить «Матрёну» на страницы журнала суждено было? «Ивану Денисовичу»: «Такова была сила общего захвала, общего взлёта, — писал А.И. в “Телёнке“, — что в тех же днях сказал мне Твардовский: теперь пускаем “Матрёну“! “Матрёну“, от которой журнал в начале года отказался, которая „никогда не может быть напечатана“, — теперь лёгкой рукой он отправлял в набор, даже позабыв о своём отказе тогда!»
Проницательно скажет Анна Ахматова: «Удивительно, как могли напечатать? Это пострашнее “Ивана Денисовича“? Там можно всё на культ спихнуть, а тут? Ведь у него не Матрёна, а вся русская деревня под паровоз попала и вдребезги?» К.И. Чуковский, познакомившись с «Матрёной», написал: «Я понял, что у Льва Толстого и Чехова есть достойный продолжатель». Сам автор радовался новой публикации даже больше, чем выходу «Ивана Денисовича». «Там — тема, а здесь — чистая литература. Теперь пусть судят!»
И судьи не замедлили заявить о себе. Совсем скоро новомирские рассказы Солженицына именовались в центральных газетах «злостным очернительством»; журнал называли «сточной канавой, собирающей всю гниль в литературе». Бдительный цензурный взор разглядел в «Матрёне» печать безысходности, пессимизма и затхлости. Партийные сердца испытали душевную горечь: ведь автор исказил историческую перспективу, перепутал бунинскую деревню с советской, критическим реализмом подменил социалистический. Чуткие к перемене погоды собратья по перу требовали отчёта о революционных изменениях крестьянского сознания. Столичные критики громили учителя-постояльца, так и не сумевшего очистить хозяйскую избу от мышей и тараканов. Автора «Матрёны» приглашали выглянуть за забор, увидеть цветущие колхозы и показать передовиков труда — истинных праведников своего времени. «Нашёл идеал в вонючей деревенской старухе с иконами и не противопоставил ей положительный тип советского человека!» — негодовал осенью 1963‑го сосед Чуковского по Барвихе, крупный военный чин. Другой вельможа говорил Корнею Ивановичу: «Я депутат той области, где живёт Матрёна. Ваш Солженицын всё наврал. Она совсем не такая».
Рассказ о праведнице Матрёне (это слово крайне раздражало партийных рецензентов) был вытеснен из всех издательских планов, а в 1974‑м подвергнут (вместе с остальными публикациями писателя) изъятию из всех государственных библиотек. Стране понадобилось пятнадцать лет, чтобы вернуться к высокой и пронзительной правде «Матрёнина двора».
Странным образом судьба одноимённого спектакля, премьера которого состоялась недавно на Малой сцене Театра им. Евг. Вахтангова, повторила драматический путь рассказа. Теперь, правда, никто не корил автора за приверженность «этическим абстракциям, идеалистической концепции добра и зла». Спектакль просто негде было играть — у него не было ни своего дома, ни своей театральной площадки, а без денег за аренду репетиционных помещений артистов-скитальцев никуда не пускали.
Задуманный ещё в 1998 году Еленой и Александром Михайловыми, давними выпускниками театрального училища им. Щукина, оставившими успешную карьеру в Центральном детском театре, чтобы утвердиться в вере и найти свой путь в Церкви, спектакль рождался трудно и долго. Идея воплотить историю Матрёны на сцене принадлежала Александру; в 2003‑м осуществить замысел взялся профессор Щукинского училища Владимир Иванов в содружестве с художником Максимом Обрезковым. После долгой, кропотливой, бережной работы с текстом со сцены зазвучала именно проза, разложенная на два актёрских голоса. Репетиции, прогоны со зрителями шли то в театральном доме «Старый Арбат», то в Доме актёра, то в театре «Глас» (именно там осенью 2006 года я впервые увидела спектакль), но неизменно всё заканчивалось тем, что плановые или внеплановые ремонты выбрасывали «Матрёну» из очередного пристанища на улицу вместе с реквизитом и декорациями.
И вот — благословенное камерное пространство Малого вахтанговского зала, куда нынешней весной скитальцев пригласил новый художественный руководитель театра Римас Туминас. Впервые за десять лет «Матрёна» получила прописку (пока только на год) в прославленном академическом театре, попала в репертуар, на афиши, в театральные программки.
История нескладной жизни шестидесятилетней крестьянки Матрёны Васильевны Захаровой, что жила в деревенской глухомани Владимирской области, где после казахстанской ссылки учительствовал Солженицын, поселившись в запущенной избе с фикусами, колченогой кошкой, мышами и тараканами, разворачивается в минималистских, условных декорациях. Светлые струганые доски образуют крыльцо избы, которое в ходе спектакля родственники Матрёны разберут на части, решив ещё при её жизни поделить обещанный им дом, — в конце концов от него останется лишь крест на её могиле. Скудный реквизит (икона, фотографии в общей раме, часы-ходики, сундук, который служит кроватью постояльцу, серое солдатское одеяло, чиненый репродуктор) составляет быт Матрёны и её жильца, который приехал сюда с ветхим чемоданчиком и латаным вещмешком. Доски как детали конструктора образуют ключевые образы спектакля: дом, стол (за ним учитель-постоялец ест картонную Матрёнину стряпню, читает, проверяет школьные тетради), разобранную хозяйкину горницу, гроб.
На сцене только двое — Матрёна и её квартирант: текст рассказа в режиссёрской версии искусно распределён между ними, так что Слово Солженицына звучит энергично, обаятельно, подлинно. «Не умемши, не варёмши — как утрафишь?» — говорит Матрёна, но мы видим, что эта женщина потрафляет постояльцу самим своим существованием. Её простое имя, её двор, её жизнь в зáпущи сплелись с судьбой Игнатича в единое целое. Ведь это ему, бывшему арестанту и лагернику, а ныне сельскому учителю, поселившемуся в сгнившей избе у презираемой односельчанами Матрёны, открывается внутренняя красота человека, по-глупому работавшего на других бесплатно, не скопившего имущества к смерти и погибшего из-за людской неуёмной жадности. Это ведь Игнатич говорит в конце повествования те самые главные слова: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Но кто же всё-таки Игнатич — в рассказе Солженицына и в сценической версии «Матрёнина двора»? Только ли бывший лагерник? Только ли учитель математики сельской школы? Чем занят он зимними вечерами и ночами, сидя за письменным столом у окна, в окружении фикусов? Только ли проверкой тетрадок по алгебре и геометрии? «Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами», — говорит в рассказе Игнатич, который «писал своё в тишине избы под шорох тараканов и постук ходиков». Что же такое — своё — пишет постоялец? В спектакле на эти вопросы пока что ответов нет: истинный контекст жизни постояльца скрыт от зрителя.
Но ведь прототип автобиографического героя, бывший лагерник, учитель, поселившийся в доме реальной Матрёны Захаровой (в рассказе Матрёны Григорьевой), то есть сам Солженицын, имел глубинные резоны искать уединения в тихом уголке России. И благодарен он был Матрёне за то, что мог, уходя в школу, не опасаться её любопытства, ибо в избе оставались не одни только ученические тетрадки и поурочные планы, но и тайные рукописи. За те шесть месяцев, что прожил он в избе Матрёны, была закончена первая редакция романа «В круге первом» — им и занимался Исаич-Игнатич зимними вечерами 1957 года. Так увидеть, так понять, так описать, как увидел, понял и описал Матрёну Игнатич, мог только писатель, создатель легендарного «Круга», будущий автор «Ивана Денисовича». Матрёна-праведница далась глазу проницательного, глубокого художника, открылась душе большого писателя. Просто постоялец, бытовой человек, вряд ли справился бы с такой задачей.
Значит, у спектакля есть творческое пространство для роста и развития. И если удача обретения дома в юбилейный солженицынский год не оставит маленький коллектив, мы ещё увидим, как и куда может двигаться сценическая версия классического рассказа.
Вера Копылова
Земля без праведника
В Театре Вахтангова сыграли Солженицына
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11806)
Хоть на премьеру и собралась театрально-культурная элита — Михаил Швыдкой, Евгений Рейн, Андрей Житинкин, сыновья Солженицына Степан и Игнат, — событие это куда шире, чем просто премьера. Повесть «Матренин двор» написана Александром Солженицыным полвека назад. Страшная, темная, пронзительная, она о праведной душе и о темноте, злобе «народа-богоносца».
Сыновья Солженицына видели прогон спектакля — им так понравилось, что они пришли смотреть второй раз. Их 89-летний отец спектакль вряд ли увидит: из дома не выходит. Но, как рассказали сыновья «МК», папа знает о премьере. Посмотрят — расскажут, что получилось у режиссера Владимира Иванова.
На крошечной сцене Малого зала Вахтанговского все декорации — из дерева некрашеного, полинялого: крыльцо, рукомойник, икона, лампадка. Так живет Матрена. Стилизация этой деревенской атмосферы исконно русских, ушедших в прошлое манер поначалу кажется неестественной, особенно если сидишь в зале на мягком кресле, в кармане мобильный телефон, за стеной шумит Арбат? А потом зал забыл о мегаполисе за стеной. Никакой инсценировки. Проза, прочитанная по ролям. Игнатьич (Александр Михайлов), как рассказчик, описывает происходящее. Матрена (Елена Михайлова) рассказывает залу о себе. Игнатьич в телогрейке, Матрена — в ситцевом платье. Игнатьич привычно чистит печеную «картофь», Матрена вытирает слезы по деревенской привычке концом платка. Новые валенки справила себе Матрена — с какой бережностью она их касается! Игнатьич проверяет тетрадки своих учеников — наверняка на обороте напечатан «Интернационал». Ожившая ушанка убедительно превращается в кошку. Глупая Матрена бесплатно работает на чужих огородах, безотказна для всех соседей и родственников. А жизнь за плечами такая тяжелая, что при воспоминаниях из глаз актрисы непроизвольно катятся слезы — как у самой обычной деревенской бабы. Жизнь-то тяжелая, а смерть у Матрены получилась еще тяжелей — под колесами поезда. Суетные похороны, разные родственники тянут наследство каждый себе? Похоронили Матрену. Актеры стоят у разломанного Матрениного крыльца, а над ними — образ. Икона. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».
Игнат Солженицын — о спектакле:
— Очень мощно. На таком высоком уровне напряжения… Это же проза, а текст весь сохранен, и он так живо ложился на диалог — очень естественно, просто, как сама Матрена.
— «Матренин двор» похож на «Чем люди живы» Толстого. О Боге, о вере?
— Я не воспринял это как религиозность. Речь о душе, о традициях. Слово «праведник» в более широком смысле… Александр Исаевич всегда много думал о российской истории, о том, как наше общество развивалось и будет развиваться. Как художник, он думает о человеческих радостях и горечи.
Евгения Шмелёва
Тихо и без развлечений
Театр имени Вахтангова первым отметил грядущий юбилей Солженицына
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11805)
Свой 90‑летний юбилей Александр Солженицын отметит только в декабре, но в Театре имени Вахтангова заранее подготовились к этой дате. На малой сцене Владимир Иванов выпустил премьеру по короткому рассказу классика «Матренин двор». Инициаторы этой идеи и исполнители ролей — давно оставившие актерскую профессию супруги Александр и Елена Михайловы, больше известные как исполнители духовной авторской песни.
Премьера «Матрениного двора» собрала на пресс-показе столько операторов и фотографов, словно речь шла не о камерной постановке с участием двух актеров, а о светском рауте. Интерес подогрела, во-первых, грядущая круглая дата автора, который уже несколько лет болен и не выходит из дома. Во-вторых, участие актеров Михайловых, давно ушедших из театра в церковное регентство. Бакалавр религиоведения, преподаватель Закона Божьего Александр Михайлов когда-то снимался у Марка Захарова в «Формуле любви» и играл главную роль в телеспектакле Анатолия Эфроса «Ромео и Джульетта». Вместе с Еленой, которая теперь бакалавр искусств и дирижер церковного хора, они выходили на сцену РАМТа в амплуа героя и героини. Но в 1987 году, к недоумению близких, супружеская пара оставила театр и пропала из виду. Они пели в церковном хоре, записывали диски духовных песен, получали богословское образование. Поэтому теперь их возвращение на сцену «двадцать лет спустя» выглядит пусть маленькой, но сенсацией.
Максим Обрезков придумал спектаклю аскетичное оформление в духе старой русской деревни. Сегодня что-то подобное можно найти лишь в той самой, «нутряной», Центральной России, в которую сам Солженицын вернулся в 50-х после лагерей и ссылки. Где так же, как герой Игнатич, работал в школе математиком и был знаком с Матреной Васильевной Захаровой — прототипом литературной Матрены. Умывальник, мутное зеркало, уголок горницы с иконкой и семейными фотографиями, неотесанные доски, из которых можно сложить все что угодно: и стол, и сани, и гроб? Сценография Обрезкова так же безыскусна, как образ старухи Матрены, живущей с колченогой кошкой, тараканами и мышами, словно Ной в своем убежище — ковчеге.
Однако в отличие от библейского ковчега изба солженицынской праведницы обречена. Лишившись мужа, шестерых детей, поддержки близких, она пройдет и через это, последнее, испытание: деловитые родственники разберут и растащат дом по дощечке, а Матрена все простит, да еще и поможет увозить доски, и вслед за санями побежит смотреть, не случилось бы чего. О нелепой, некрасивой смерти Матрены, так не похожей на уход святых праведников, зрителям только рассказывают, но этого простого описания достаточно, чтобы ощутить ужас, негодование и скорбь. В финале от конструкции Обрезкова остается лишь большой деревянный крест — в этой зрительной метафоре слышится реквием не только по героине, но и по всей русской деревне, растерявшей в заботах главное отечественное достояние — духовность, о которой сегодня стало отчего-то неловко и стыдно даже упоминать.
Когда-то Анна Ахматова признавалась, что плакала, прочитав «Матренин двор» впервые. В неторопливом и скорее чтецком, чем драматическом, исполнении Михайловых история Солженицына вызывает похожие чувства. Правда, захватывает спектакль не сразу. Вводная часть о жизнерадостной старухе, которая всем помогала и за это считалась на селе недалекой, кажется несколько затянутой: повествовательный тон рассказа Игнатича не дает актерам проявить драматический талант и темперамент. Зато вторая часть спектакля обретает настоящий трагедийный размах, и тут уж Михайловы играют в полную силу. Чаще словом, чем игрой, они делают зримыми не только образы постояльца Игнатича и хозяйки Матрены, но и фигуры односельчан: жестокого скупца Фаддея, который когда-то сватался к Матрене, а потом из ревности чуть не зарубил ее топором, младших сестер, плакавших о наследстве больше, чем о покойнице, лучшую подругу Машу и вечно битую «вторую» Матрену, безутешно рыдавшую на похоронах.
«Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша» — неброская режиссура Владимира Иванова только подчеркивает ясность и простоту вывода Солженицына. Как ни удивительно, но Иванов — постановщик громких кассовых комедий — «Дядюшкин сон», «Царская охота», «Мадмуазель Нитуш» с Марией Ароновой в главной роли, в этом спектакле не сделал ничего намеренно развлекательного, предоставив истории говорить самой за себя. И история прозвучала. Может быть, слишком скромно и тихо для шумного мегаполиса. Но с надеждой, что имеющий уши непременно услышит.
Карина Мелкумян
«Матренин двор» на вахтанговских подмостках
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11802)
В московском театре им. Вахтангова к 90-летию нобелевского лауреата Александра Солженицына состоялась премьера спектакля «Матренин двор»
Москва. 14 апреля. INTERFAX.RU — В свое время Матрена стала собирательным образом — ее история была, с одной стороны, очень личной и ничем не примечательной, но с другой — настолько типичной, что имя героини стало нарицательным. Писатель взял за основу сюжет из деревенской жизни — и в его небольшом рассказе, вышедшем тиражом чуть более трех миллионов (в «Новом мире», а затем в «Огоньке»), увидели траекторию судьбы целой страны. Вот знакомятся Матрена и Игнатьич, вот неспешно протекают их нехитрые будни, вот разоряется их двор, а сама Матрена — погибает. Однако за этим монотонным повествованием угадывались истории тысяч женщин — каких-то по-особому просветленных, мудрых и сохраняющих внутреннее достоинство, несмотря на нерадостные внешние обстоятельства. Как отметил исполнитель одной из главных ролей, Александр Михайлов: «живет какая-то бабушка. А потом понимают — там же Шекспир!».
К слову, первоначально рассказ назывался «Не стоит село без праведника» — однако по настоянию главного редактора «Нового мира» Александра Твардовского, понимавшего, что произведению с таким названием никогда не суждено быть опубликованным в журнале, появился заголовок, который сегодня известен любому студенту.
Актеры Александр и Елена Михайловы оставили театр много лет назад — в 1987 году: Александр стал преподавателем закона Божьего, а Елена — дирижером церковного хора. Причиной возвращения на сцену стала возможность постановки «Матрениного двора», о которой они мечтали еще с первого курса Щукинского училища. Идею инсценировки поддержали режиссер и профессор «Щуки» Владимир Иванов и новый худрук Вахтанговского театра Римас Туминас.
К слову, постановка произведений Александра Солженицына — довольно редкое явление: его тексты сложно адаптируются к театральным подмосткам. Создатели «Матрениного двора» вынашивали проект более двадцати лет, они внимательно изучали не только сам рассказ, но историю его написания, консультировались с женой писателя Натальей Солженицыной. Ведь Солженицын писал не об абстрактной деревенской женщине, а о конкретной — и она, по словам Елены Михайловой, точно так же, как и Матрена, помогала людям, ничего не ожидая в ответ. «Сколько мы таких женщин встречали!, — сказала в одном из интервью Елена Михайлова, — И прежде всего, это Сашина бабушка. Она всю жизнь прожила в Луховицах, была верующей женщиной, с образованием — 4 класса. Но она была мудрейшая! И почти весь наш реквизит из ее разоренной избы. Иконы. Платки. Я играю в ее платье. Это все живая реликвия».
Гуля Балтаева
Спектакль о настоящем человеке
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11792)
В московском театре имени Вахтангова приготовили подарок к 90‑летию Александра Солженицына. В это воскресенье состоится премьера спектакля по одному из самых известных его рассказов.
Декорации к спектаклю «Матренин двор» крайне аскетичны, но за полтора часа, проведенные в театре, зритель зримо увидит жизненный путь главной героини: от дома, куда ее привел муж, до креста на деревенском погосте.
Красный угол с обязательной в избе иконкой — даже во времена пропаганды атеизма, когда молиться приходилось украдкой. Матрена — та самая праведница, что Солженицын вывел в заголовок «Не стоит село без праведника». Но Твардовский в 63‑м году попросил название изменить на «Матренин двор», понимая, что иначе рассказ опубликовать в «Новом мире» не удастся.
«Он очень автобиографичен. Игнатьич — это тот же Исаич, который жил в избе Матрены Васильевны Захаровой, которая так трагически погибла», — считает Наталья Солженицына, президент Русского общественного фонда Александра Солженицына.
Это — не инсценировка по мотивам, говорит Наталья Дмитриевна. Это просто текст, который представляют актеры. Точно, умело, тактично.
— Скажите, не нужны ли вам математики? Где-нибудь подальше от железной дороги. Я хочу поселиться там навсегда.
Игнатьич — Александр Михайлов — в жизни преподаватель Закона Божьего, Матрена — Елена Михайлова — дирижер церковного хора.
— Она была больна, но не считалась инвалидом. Она четверть века проработала в колхозе. Но потому что не на заводе, не полагалась ей пенсия.
Выпускники Щукинского училища, они оставили театр в поисках Бога, но спустя десять лет вернулись, чтобы осуществить мечту — поведать о судьбе деревенской женщины, которую не озлобили страдания и потери. Чтобы рассказать о настоящем человеке.
— Я заметил, у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа.
Это реальный человек, но это собирательный образ. И не только русской женщины и русского человека. А как Анна Ахматова сказала: «это не Матрена погибла под поездом, это всю нашу деревню и Россию пустили под поезд», — говорит актриса Елена Михайлова.
Реквизит — скромный, но не казенный. Фотография родной бабушки. Это — изображение самой Матрены. Рукомойник — точно такой же, как в родной деревне, говорит актер.
«Даже зеленое одеяло — это дедушкино одеяло. Для нас это, кстати, это очень дорого, потому что это — какая-то теплота, какое-то чувство, что это не просто бутафория, это настоящие, живые вещи», — рассказывает актер Александр Михайлов.
Режиссер Владимир Иванов заметно нервничает. Во время спектакля часто записывает ремарки. Взяться за «Матренин двор» ему предложили Михайловы, буквально заразив своей любовью к рассказу, сокращать который, говорит он, было тяжело, но необходимо.
«Все жалко! Особенно человеку, который практически знает это наизусть. Конечно, жалко каждое слово, каждый образ, каждое определение, каждый абзац», — говорит режиссёр Владимир Иванов, профессор Щукинского училища.
«Матрена пронзает, — убеждена Наталья Солженицына. — Она не играет — она живет на сцене. И зал захвачен. Я думаю, в этом скоро все убедятся»
Большая история большой страны
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11791)
На сцене театра имени Вахтангова построили Матренин двор; по счастливому стечению обстоятельств, премьера состоится в год 90‑летия автора.
Рассказ Александра Солженицына «Матренин двор» изначально назывался «Не стоит село без праведника». На дворе был 1963 год. И невозможно было напечатать произведение с таким заголовком. Тогда вмешался Александр Твардовский и предложил название, которое сегодня известно каждому. На сцене театра имени Вахтангова построили Матренин двор. По счастливому стечению обстоятельств, премьера состоится в год 90-летия автора.
Премьера спектакля — в воскресенье, а накануне — прогон для прессы. Актеры попросили отключить или заклеить индикаторы записи — красные огоньки на камерах. Сначала было непонятно, зачем, почему. Потом, начался неспешный спектакль. Очень негромкий. Неяркий. Поначалу, это даже как-то раздражало. Но оказалось, что именно такая реакция и входила в планы авторов спектакля.
Александр Михайлов, актер:
— У нас же многие приходят усталые, могут даже немножко покемарить. Потому что действительно атмосфера — быт, быт. Живет какая-то бабушка. А потом понимают — там же Шекспир!
В какой-то момент переходишь от наблюдения к сопереживанию. Потому что как-то очень знакома главная героиня. Потому что хоть и прошло почти полвека, а вроде и не изменилось ничего. Актеры Александр и Елена Михайловы ушли из театра в 1987 году. Александр тогда был популярен, зрители полюбили розовощекого героя из «Формулы любви». А ему хотелось чего-то большего, настоящего, без лжи. «Матренин двор» зрел давно. История какая-то очень личная.
Елена Михайлова, актриса:
— Сколько мы таких женщин встречали! И прежде всего, это Сашина бабушка. Она всю жизнь прожила в Луховицах. Она была верующая женщина. Образование было 4 класса. Но она была мудрейшая! Вот я вам честно скажу. Почти весь реквизит — это из ее разоренной избы. Иконы. Платки. Я играю в ее платье. Это все — живая реликвия.
На наших глазах Матрена и Игнатьич знакомятся. Проживают кусок жизни. С тем, что мыши по стенам, кошка пропала. Козу подоить. На наших глазах разоряют Матренин двор. На наших глазах погибает Матрена. И из всего этого бытописания одного двора складывается большая история большой страны.
Валерий Иванов-Таганский
Жертвенность
Иванов-Таганский В. Любовь в стиле Вертера // Слово. 2008. 13 апр.
URL: http://www.vakhtangov.theatre.ru/performance/matrenindvor/11756)
Последняя постановка Владимира Иванова посвящена Женщине. Спектакль по рассказу А. Солженицына «Матренин двор» после долгих перипетий по воле нового художественного руководителя театра Римаса Туминаса (знак в высшей степени дружеский и творческий) был показан на Малой сцене. Авторское название рассказа — «Не стоит село без праведника». Сегодня, когда многие выработали маску духовной «лояльности» и ушли «в духовную катакомбу» или, прячась за «производством мнений», изгаляются во всевозможных шоу, режиссер В. Иванов с актерским дуэтом Елены и Александра Михайловых неожиданно предложил другой дискурс. И хоть Матрена — небезгрешный человек, но её жизнь, отношение к людям, жертвенность, не что иное, как мощное противопоставление существующей действительности, с её бездуховностью. Спектакль совсем по-новому раскрывает режиссера Владимира Иванова. Это филигранная, тонко разработанная «проповедь» о добре, корневых духовных ценностях.
В дневнике А. Твардовского есть такая запись о А. Солженицыне: «К сегодняшнему приезду Солженицына перечитал с пяти утра его “Праведницу“. Боже мой, писатель. Никаких шуток. Писатель, единственно озабоченный выражением того, что у него лежит “на базе“ ума и сердца. Ни тени стремления “попасть в яблочко“, потрафить, облегчить задачу редактора или критика — как хочешь, так и выворачивайся, а я со своего не сойду. Разве что только дальше могу пойти».
Сегодня о том, что надо идти дальше, говорят все. Режиссер Вахтанговского тетра Владимир Иванов не говорит — он с каждым спектаклем идет дальше, открывает новые горизонты своего светлого дарования. У него есть главное — талант и воля идти вперед, увлекать тех, кто готов работать и бороться за то, чтобы театр никогда не превращался в здание, а оставался Домом, где из многого и разного получается одно — хороший спектакль, который во все времена оставался самой великой радостью.
Отзывы зрителей
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_617702.html
ОляШм, 28 января
Спасибо Елене и Александру Михайловым за прекрасный спектакль. Он хорош в первую очередь тем, что в нем нет ни слащавости, ни советско-постсоветского надрыва. Если сравнивать со звучанием музыки, то «звучание» этого спектакля не резкий, срывающийся звук верхних нот, и не громоподобность низких, а золотая середина симфонической гармонии.
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_626371.html
Редактёр, 22 марта
Большое спасибо всем создателям и участникам спектакля. И особенно В.В. Иванову за то, что решился перенести на сцену невероятно сложную для сцены прозу А. Солженицына, сохранив авторский язык и стиль. Очень душевный, раздумчивый спектакль, каких сегодня не то что мало — практически нет. Удивительно интеллигентные актерские работы — оба исполнителя (Е. и А. Михайловы) очень тонко, без нажима и наигрыша ведут свои партии, что особенно сложно, поскольку спектакль идет в Малом зале, где нет разделения на зал и сцену, и все происходит на расстоянии вытянутой руки от зрителей. Спасибо, спасибо, спасибо!
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_626594.html
teremez, 24 марта
Такой игры актёров и такого уровня постановки я очень давно не видела. Именно на таких духовных спектаклях держится театральная культура.
Спасибо замечательным актёрам Александру и Елене, режиссёру Владимиру Иванову и всем создателям этого спектакля!
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_645681.html
Chudina, 24 сентября
Спектакль «Матренин двор» вызвал целую бурю эмоций. Было ощущение, что ты не просто зритель в зале, а участник этого волшебного действа.
Актеры как будто не играют, а проживают жизнь своих героев. Елена и Александр Михайловы поразили своей искренностью и бесподобной игрой. Достаточно посмотреть на их лица, их жесты, в их глаза и виден характер их героев, их страдания, их история, их души.
Спасибо вам большое за ваше искусство!
Спасибо режиссеру и автору сценической версии Владимиру Иванову за спектакль, который так сильно трогает душу!
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_645774.html
Juli2, 28 сентября
Я посетила первый спектакль в этом сезоне, поставленный режиссером В. Ивановым, по рассказу А. Солженицына «Матренин Двор».
Автор вместе с режиссером раскрывают душу простого человека и заставляют задуматься об истинных ценностях нашей жизни.
Спектакль прошел на одном дыхании и вызвал овации зрителей.
Постановка режиссера и игра актеров так поражает, что хочется посмотреть спектакль еще раз.
Юлия.
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_646095.html
navi, 8 октября
Большое спасибо за постановку!
И декорации, и звук, и свет, а главное, конечно игра актеров — все очень органично и... реалистично! Думаю Александр Исаевич остался не просто доволен, но и благодарен за то, что его рассказы, его жизнь, история нашей страны, живут не только на страницах книг, но и в сердцах людей, его наследников.
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_646187.html
Olga-yu, 12 октября
Хочу поделиться с Вами, посетители форума, новой находкой. Была на постановке «Матренин двор» по Солженицыну. Билеты достались совсем случайно... И я счастлива, что именно мне. Во-первых, это произведение никогда не читала, т.е. это было открытием для меня. Второе — работа режиссера Владимира Иванова, необычная подача материала. Ты невольно становишься участником действия, смотришь, как на одном дыхании. Конечно, игра актеров: Елена и Александр Михайловы — уникальные, самобытные и какие-то очень душевные и близкие по духу. Хотелось бы отдельное слово сказать о художнике по декорациям. Декораций было, казалось, мало, но они постоянно трансформировались и приобретали все новые формы. Рекомендую посмотреть всем взрослым и особенно подрастающему поколению. Вот вам наследие Великого автора. Вдыхайте…
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_646290.html
Лариса В., 15 октября
Спектакль смотрели, затаив дыхание, забыв обо всем. Замечательная игра актеров — Елены и Александра Михайловых, чудесная постановка режиссера Владимира Иванова. Спектакль очень лаконичный, ничего лишнего, каждый предмет на своем месте. Осталось ощущение удивительной душевной чистоты! Спасибо за это чудо!
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_647492.html
Сергей Павлович, 16 ноября
12 ноября смотрели «Матрёнин двор», изумительная игра актёров!!! Спасибо за то, что несёте доброту и Свет в сердца людей!!! Мы с супругой считаем, что «Матрёнин двор» надо посмотреть многим и особенно тем, кто очерствел в нашей современной жизни!!!
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_651781.html
Николай и Елена, 28 марта
С 21 марта находимся под сильным впечатлением от «Матренина двора». От режиссерского решения Владимира Иванова — внешне аскетичного, внутренне глубокого; одновременно и трагичного, и светлого… От работы уникальных Елены и Александра Михайловых, которые создали пронзительные и необыкновенно достоверные образы. Спектакль оставляет одновременно впечатление присутствия в этом давно ушедшем времени, но и заставляет задуматься о никуда от нас не девшихся нравственных, общечеловеческих проблемах. Безупречна работа всей постановочной бригады: декорации, свет, музыкальное оформление.
Вот бы этот спектакль могла увидеть не только Москва!
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_662907.html
дикова anna, 10 декабря
Спасибо за редкий в наши дни спектакль! И за несколько секунд темноты в зале по окончании, позволившие зрителю тайком утереть заплаканные глаза. Два актера и несколько досок на сцене, — и вот вдруг огрубелые наши сердца сжимаются болью и рыдают над Матрениной ли жизнью, над страшной ее простою реальностью, над своей ли, сыто устроенной, над тем ли, что называли когда-то долей. И свет простой праведности светит, и нет у Господа несправедливости и безысходности. И потому тьма не объяла нас.
Смотрели спектакль с мужем и двумя взрослыми детьми 17 и 16 лет. Дети тоже оценили, рекомендуют всем своим друзьям. Прискучило уже всяческое изощренное фиглярство, а это настоящее, душевное, и выходишь из театра не развлеченным, а обрадованным и чистым.
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_662929.html
Юрий Цыбин, 10 декабря
С величайшим удовольствием посмотрел, будучи в командировке, долгожданный спектакль «Матрёнин двор» в театре им. Вахтангова. До глубины души поразили замечательная игра Елены и Александра Михайловых и режиссура Владимира Иванова. Рожденный и выросший в Курской деревне в 60‑е годы прошлого века, при просмотре спектакля, я словно заново проживал свое детство и вспоминал живших в то время, обездоленных трудом и тяготами послевоенной, колхозной жизни женщин, напоминающих своей добротой, бескорыстием, христианским отношением к людям героиню спектакля.
Этот замечательный спектакль очищает душу зрителя от всего наносного и второстепенного, заставляет не задуматься о смысле жизни и о своем месте в ней.
Низкий поклон руководству театра, режиссеру Владимиру Иванову, прекрасным актерам Елене и Александру Михайловым за увиденное мной театральное чудо.
Вечная память Александру Исаевичу Солженицыну.
Многие лета Наталье Дмитриевне Солженицыной.
С уважением, Юрий Цыбин, г. Калининград.
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_663016.html
Гюнель Фартышева, 13 декабря
Уважаемый господин Туминас!
Постановка на малой сцене Вахтанговского театра спектакля «Матрёнин двор» — это, по-моему, акт высокой гражданской и духовной позиции, это сродни подвигу в наши «рыночные» времена.
Большое спасибо Вам, режиссеру и художнику спектакля В. Иванову и М. Обрезкову, и, конечно, замечательным актерам, высокодуховным личностям, Елене Михайловой и Александру Михайлову.
Я очарована и восхищена! Я горда за наш русский многонациональный Театр! Я счастлива от встречи в такой форме с великим писателем и гражданином А.И. Солженицыным.
Счастья Вам и удачи!
Гюнель Фартышева.
http://www.vakhtangov.theatre.ru/forum/message_664278.html
Янис4131, 26 января
Спектакль 25 января. Жив русский театр! Как же здорово! Это больше чем спектакль (об инсценировке текста и речи быть не может) — всё выше и глубже, и значительнее. Режиссёр Вл. Иванов, Александр и Елена Михайловы творят сопричастность вопросам бытия. Без надрыва, без показухи, растворяясь в писательском шедевре Солженицына. Не подыгрывают ему, а мастерски соавторствуют! Весь спектакль — как необходимое лекарство от дурновкусия, пошлости, безнравственности и глупости. Заставляет думать, каяться, любить… Актёры здесь уже не актёры, а служители идеи, правды, певцы Родины. Искренние поздравления их целомудренным талантам и благодарность за безупречное мастерство! Всем, кто хочет стать лучше рекомендую приходить и смотреть этот спектакль!