Статьи и интервью общего характера

Токер Л. Некоторые особенности повестовательного метода в «Одном дне Ивана Денисовича»
Токер Л. Некоторые особенности повестовательного метода в «Одном дне Ивана Денисовича» // Солженицын: Мыслитель, историк, художник. Западная критика, 1974–2008: cб. ст. / [сост. и авт. вступ. ст. Э.Э.Эриксон, мл.; коммент. О.Б.Василевской; пер. с англ. и фр.]
Андрей Битов. Это что-то надмирное
Это что-то надмирное. Язык не являлся самой сильной стороной Александра Исаевича, однако сам он — большое явление. Нашелся только один богатырь, который взял и повалил на мир всю информацию о ГУЛАГе. Справился один за всех.
Соломон Волков. Солженицын был ему нужен как нравственный компас
Солженицын писал правду, стоял за добро, отстаивал нравственные ценности. Лосев при всех своих заявлениях типа «Я не Крылов, мне не нужна мораль» к морали тяготел. Солженицын был ему нужен как нравственный компас, чтобы знать верное направление.
Жорж Нива. 7 вопросов французскому слависту
«Русский француз» Жорж Нива прочел в Петербурге курс открытых лекций о Солженицыне. Профессор Женевского университета объяснил, почему этот великий писатель стал «историком и эпическим сказителем поневоле». «РР» поинтересовался, какое секретное знание о России можно получить, глядя на нее со стороны, и почему молодые французы предпочитают русским писателям китайских.
Годовщина ареста Александра Солженицына. 12 февраля 1974
4 с небольшим десятилетия назад по обвинению в измене родине был арестован Александр Солженицын. На следующий день после ареста он был выслан из СССР. Причиной для принудительного изгнания стала публикация за рубежом первого тома его книги «Архипелаг ГУЛАГ».
Шмеман А., прот. Пророчество
И вот внезапно проснулось внутри христианства это забытое пророчество. Раздался голос одинокого человека, сказавшего во всеуслышание, что все это — уступка, послушание, компромиссы, извечный мир Церкви с землей и властью — все это зло. Человек этот Солженицын.
Шмеман А., прот. О Солженицыне
Что Солженицын — явление огромное, с этим, я думаю, спорить не будет никто. Но именно потому особенно важно попытаться уяснить себе, в чем «огромность» этого явления.
Шмеман А., прот. О духовности, церковности и мифах: Ответ на письмо о Солженицыне
Поскольку Ваше письмо, хотя и не мне адресованное, обращено несомненно и ко мне, я не могу оставить его без ответа. К этому побуждают меня и мое глубокое уважение к Вам, и та неожиданная, глубоко поразившая меня резкость, с которой Вы пишете о Солженицыне.
Шмеман А., прот. «На злобу дня»: О Солженицыне и его обвинителях
В этой короткой статье я не собираюсь «защищать» Солженицына, он в защите моей не нуждается. Меня волнует вопрос: откуда эти обвинения, это стремление свести Солженицына к готовым и заезженным штампам?
Шмеман А., прот. Зрячая любовь
Что касается меня, то я знаю только, что вот прошло уже несколько дней, как закрыл я эту удивительную, светом, печалью, радостью, гневом, любовью пронизанную книгу, а в душе все то же ощущение — ощущение праздника, и трудно возвращаться в будни, к «текущим делам».