Олег Павлов. «Один день Ивана Денисовича» как христианское послание миру
Это будет не доклад, и даже не речь — это размышления, и я выписал для себя только цитаты, чтобы быть точным. Конечно, «Один день Ивана Денисовича» — это литературное произведение. Но называя его посланием я хочу сказать о Мысли, вложенной в написанное: о главной мысли Солженицына, на мой взгляд, современниками его и нами всё же до сих пор непонятой.
Олег Павлов. Русский человек в XX веке
Писателя Александра Солженицына с самого момента его появления в литературе оглашали «новым Толстым», и по сей день приноравливают его к «новому Толстому» или пеняют на «нового Толстого», кем он будто бы так и не стал.
Анна Плотникова. «Иван Денисович» — 50 лет назад и сегодня
Президент Фонда защиты гласности Алексей Симонов (в ту пору заканчивавший университет) вспоминает: «Мы были еще мальчишками, но кое-что уже понимали. И, поскольку я принадлежу к литературной семье, то помню, что шепот вокруг этой повести возник еще до ее публикации.
Леонид Ржевский. Образ Рассказчика в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича»
Ржевский Л.Д. Образ Рассказчика в повести Солженицына «Один день Ивана Денисовича» // Ржевский Л.Д. Прочтенье творческого слова: литературоведческие проблемы и анализы. New York; Univ. Press, 1970. С. 237–252
Павел Спиваковский. Матрёнин двор
«МАТРЁНИН ДВОР»рассказ А.И. Солженицына. Написан в 1959 г. в Рязани. Первоначальное авторское название — «Не стоит село без праведника»; окончательное придумано главным редактором журнала «Новый мир» А.Т. Твардовским.
Василина Степанова. Поэтика экфрасиса в рассказе А.И. Солженицына «Захар-Калита»
Особый интерес современного литературоведения к интермедиальной поэтике связан с очередной сменой культурной парадигмы, отходом от литературоцентризма в сторону «искусствоцентризма», расширением границ искусства, что приводит на уровне словесности к жанровому синтезу.
Александр Урманов. «Один день Ивана Денисовича» как зеркало эпохи ГУЛАГа
«Один день Ивана Денисовича» (1959) — первое произведение А. Солженицына, увидевшее свет. Именно этот рассказ, опубликованный более чем стотысячным тиражом в 11-м номере журнала «Новый мир» за 1962 год, принёс автору не только всесоюзную, но и по сути мировую известность.