О взглядах, о значении, о личности

Евгения Кузнецова. Солженицын. 40 лет спустя
12 февраля 1974 года писатель Александр Солженицын был арестован по обвинению в измене Родине. На следующий день он был выслан из СССР. Причиной для ареста и насильственной эмиграции стала публикация в парижском издательстве «ИМКА-Пресс» первого тома его книги «Архипелаг ГУЛАГ».
Александр Генис, Соломон Волков. Написать оперу о жизни Солженицына
Сейчас это трудно осознать, но когда его повели на самолет, который должен был перевезти в Европу, он не знал, куда его везут и что с ним будут делать. В его голове промелькнули самые ужасные мысли на этот счет. В тот момент сказать, что все кончится так благополучно, как в итоге кончилось, было совершенно невозможно.
Андрей Мартынов. Писатель vs историк
Так уж получилось в России, что писатель воспринимается учителем жизни. А раз так, то любое его слово — если не истина в последней инстанции, то наверняка просто истина. Нездоровая, между прочим, ситуация. В первую очередь для общества.
Ксения Голубович. Нежность
Понятие запрета — как и многие другие понятия — слишком широко и уже нагружено многими смыслами. Нередко, как в структурализме, запрет — это то, что выстраивает линии социальной жизни, некие границы, регуляторные и пустотные, и сам по себе является частью системы. Так может понимать запрет и социология — как регулировщик обменов, отношений, взаимной вежливости. Но есть еще и та часть разговора о запрете, которую берет на себя искусство.
Наталия Солженицына. Демаркационная линия. Беседу вёл Дмитрий Быков
Наталья Солженицына, Аля, как называл ее Александр Солженицын, никогда не была тенью мужа. Была помощником и редактором, а теперь — глава фонда, издатель наследия и пропагандист взглядов Александра Исаевича. Тем интересней было спросить ее о том, что она думает о происходящем сегодня.
Валерия Новодворская. Часовые правды
Зря трубадуры реставрации хлопочут: поздно пить советское шампанское за единый беспечальный и бесконфликтный учебник истории. Ложь уже отвалилась навсегда, и немалую роль в этом сыграли два писателя, двое часовых правды: Александр Солженицын и Владимир Тендряков.
Отец Иоанн Привалов. Атомная бомба любви и добра. Беседу вел Алексей Евстигнеев
Сегодня А.И. Солженицыну исполнилось бы девяносто пять лет. Мы публикуем интервью с отцом Иоанном Приваловым об А.И. Солженицыне (из архива Преображенского братства, 2011 г.)
Павел Проценко. Искателю слова правды
К  какому бы произведению Солженицына, его мысли или образу мы ни обратились, они всегда выводят читателя к основным и последним вопросам жизни. То же и в биографии: что ни веха, что ни поворот в его жизненном пути, всё заставляет задумываться о главном в человеческом бытии.
Наталия Солженицына. В чём можно черпать силу. Беседу вела Анастасия Наконечная
Александр Исаевич для наших современников, для людей, которые знают его книги, ассоциируется с человеком очень сильным, жизненно стойким. Опыт, описанный в его книгах, говорит о том, что в любой, даже самой страшной безнадёжности можно выживать. Что помогало ему в этом, что было для него «упором»?
Владимир Вейдле. О Солженицыне
Итак, не в пустыне мы: живет среди нас (где бы мы сами не жили) настоящий большой русcкий писатель. Догадывались мы и раньше об этом, но теперь, когда прочтены «В круге первом» и «Раковый корпус», это «итак» стало тверже, утвердилось навсегда.