Жорж Нива. Сны в межузельях поэтики Солженицына
Издавна человек воспринимает сны как вещие сны, как завуалированные предвестья о будущем. Аристотель в «Правде о сне» положил основу другому пониманию снов, физиологическому.
Андрей Ранчин. «Повествованье в отмеренных сроках»: о генезисе подзаголовка в «Красном Колесе» А.И. Солженицына
Уникальность жанра «Красного Колеса» (именующегося в исследовательской литературе обычно эпопеей) очевидна. Соответственно, на первый взгляд, не имеет аналогов в устойчивой жанровой номенклатуре и жанр, обозначенный в подзаголовке произведения – «повествованье в отмеренных сроках».
Ирина Роднянская. Уроки четвертого узла
Не составит труда обильно цитировать документированные отрывки из «Апреля Семнадцатого», которые отзовутся в сердце жителя распавшейся послеавгустовской страны щемящим сходством. Например: «Требования автономии разносятся как эпидемия! Мы уже слышим о них каждый день и отовсюду. Местной автономии требуют эстонцы, иркутские и забайкальские буряты, молдаване, латыши, грузины, литовцы, крымские татары, хивинцы, бухарцы… В Астрахани образовался центральный калмыцкий комитет… И все сразу — за расширение. Литовцы обозначили свои губернии с избытком против поляков… Белорусы требуют — отдельного учредительного собрания… в Иркутске уже выработали готовую сибирскую конституцию: мол, сибиряки — это отдельный культурный тип, уклад их отличен от русских, экономически они в противоречии с Россией, эксплуатирующей их богатства и территорию…»
Ирина Роднянская. Ленин: художественно-исторический портрет за гранью идеологий
Портрет Ленина… Во время работы писателя над этими главами «Красного Колеса» он присутствовал зримо — в несомненной роли антииконы, то есть места реальной встречи с тем, кто на ней изображен.
Павел Спиваковский. Полифоническая картина мира
Как известно, сама возможность использования полифонической композиции в крупном эпическом произведении — важное завоевание русской литературы XIX века. Ф.М. Достоевский создал не только новую жанровую разновидность романа...
Светлана Шешунова. Фольклор в «Красном Колесе» А.И. Солженицына
Шешунова С.В. Фольклор в «Красном Колесе» А.И. Солженицына // А.И. Солженицын и русская культура: научные доклады. Саратов: изд-во Саратовского ун-та, 2004. С. 103–109.
Светлана Шешунова. Фигуры убавления и прибавления
Поэтика такого уникального произведения, как «Красное Колесо», только начинает изучаться. На нижеследующих страницах рассматривается очень частный аспект этой поэтики — употребление некоторых фигур речи (они же — риторические или стилистические фигуры).
Светлана Шешунова. Колесо и крест
«Красное Колесо» А.И. Солженицына занимает уникальное место в русской словесности ХХ в. Как справедливо отметил Ю.М. Каграманов, «одним исполинским шагом было преодолено слабоумие подсоветской культуры, и, прежде всего, литературы».